Когда речь идёт о музыке, я сразу же вспоминаю... своё детство. Перед мысленным взором начинают мелькать картины из прошлого, унося на волнах воспоминаний всё дальше и дальше...
... Вот я в старшей группе детского сада пою на празднике, стараюсь, ведь надо петь не только хорошо, но и громче всех! )))
... А вот у нас не совсем обычный день, к которому воспитатели готовили нас около недели (мы разучивали песни для прослушивания), ведь в садик должны были прийти из музыкальной школы, чтобы предложить самым лучшим учиться в этой школе!
... Я помню огромный красный бант и белые носочки - мама сказала, что я должна быть самой нарядной и хорошо петь, чтобы меня взяли в эту музыкальную школу.
... А потом помню радость - взяли! Как же радовались и гордились родители, что меня приняли в первый класс!!! И радость эта была тем больше, что взяли в экспериментальную группу - мне только-только исполнилось 6 лет, а также тем, что взяли единственную из нашей логопедической группы... К слову, после месяца занятий в первом классе осталось только четверо ребят моего возраста, а после двух - я одна. Остальные ребята были "большие" - они учились во 2 - 3 классе...
Сбылась мамина мечта - я играла! Эх, ещё не знали родители, что после 30 раз проигрывания "В траве сидел кузнечик" им придётся давать мне столь запретные, но желанные шоколадные конфеты или отпускать гулять)))
... Зато во время домашних праздников гостям теперь не только демонстрировалось фото, где я сижу за пианино, но и всё это подкреплялось (ещё один повод полакомиться запретными конфетами)))) "импровизированным" концертом в 4 руки - мама отлично играет на пианино.
... А с какой гордостью я рассказывала своим новым школьным подругам, что это тут, в СОШ№42, я учусь в первом классе, а вот в музыкальной школе - во втором! Конечно, было нелегко - у меня отличная пальцевая растяжка, гибкие "пальцы настоящего пианиста" по словам учительницы, но... маленькие пальчики и ладошка...
Учиться стало интереснее, когда музыкальная школа "переехала" ближе к дому и стала Детской школой искусств №1. Появились новые предметы, а благодаря идеальному слуху и сильному голосу ... поступило неожиданное предложение перейти с музыкального отделения на хоровое, солировать... Но родители, посовещавшись, решили оставить всё как было. Может, поэтому я люблю караоке? )))
Как жаль, что в то время было так мало (практически не было) личных фотоаппаратов - у меня нет фотографий с многочисленных концертов, в которых я участвовала.
Всегда очень любила подбирать популярные мелодии, а ещё... сочиняла песни. Но такое сочинительство пришлось больше на период 14-16 лет)))
И вот, отучившись СЕМЬ лет, наступил радостный и такой торжественный момент - вручение свидетельств об окончании Школы искусств. Только на вручении, увидев моих "одноклассников", мама поняла, что я была их ВСЕХ на 2 -3 года младше. Я заканчивала 7 класс, а большинство моих "музыкальных" одноклассников - 10 или 9. Мне не было тяжело (вот только маленькие пальчики...), мне было интересно!
Прошло много лет. Теперь никто не заставляет по 2 часа в день заниматься, учить наизусть ноты, неутомимо играть гаммы, но иногда я сама откидываю крышку пианино и... начинаю играть. Пальцы помнят всё, словно не было этих недель (месяцев, а иногда и лет). А что пальцы не помнят, то им напоминают ноты перед глазами )))). Нотных сборников дома много, но всегда играю несколько музыкальных произведений, самых любимых и дорогих сердцу.
Хочу поделиться ими с Вами.
В 1964 году к Георгию Васильевичу Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.
Стиль Георгия Васильевича Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, а начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.
Музыка Георгия Васильевича Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.
Полонез Огинского «Прощание с родиной» — полонез ля минор, написанный польским композитором Михалом Огинским в 1794 году. Один из самых известных полонезов (полонез - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам).
Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.
История создания полонеза Огинского "Прощание с Родиной" такова.
Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов. Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.
К 1793 году в результате "разделов" Австрия, Пруссия и Российская империя "оттяпали" от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов. Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние "олигархи", которых называли "магнатами", наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.
И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов). Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".
В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции.
Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" (по-польски - "Pozegnanie Ojczyzny"). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда распрощался.
В 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех государственных должностей, и вернулся в своё имение, затем он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.
По правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия - "Полонез Огинского" и "Полонез Огиньского" - одинаково правильны.
Кстати, многие россияне ошибочно пишут название данного музыкального произведения как "Полонез Агинского", путая композитора Огинского с Агинским Бурятским автономным округом.
Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую - полонез "Прощание с Родиной" обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.
«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму. В московском метрополитене начальные такты полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты.
"К Элизе" (нем. Für Elise) — знаменитая фортепианная пьеса-багатель (небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса для фортепиано) Людвига ван Бетховена.
Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами. Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была. Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись.
В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: "Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля". Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.
Кем была эта Элиза, точно мы не знаем. Современные музыковеды сомневаются – не было ли посвящение по причине плохого почерка композитора прочитано неправильно. Знаменитое произведение Людвига Бетховена "К Элизе", как оказалось, могло быть посвящено не Элизе, а Терезе. Рукопись этой фортепьянной элегии, написанной композитором в 1808 г., бесследно исчезла. Однако австрийским исследователям-музыковедам удалось точно установить, что во время создания композиции Бетховен ухаживал за дочерью венского врача Терезой Малфатти, и именно ей посвятил свое гениальное произведение. При наборе партитуры в типографии не смогли разобрать плохой почерк композитора, и на свет появилась элегия "К Элизе".
По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания «Бетховен глазами своих современников», пьеса «К Элизе» была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным.
Конечно, это только три из... огромного количества самых замечательных всемирно известных музыкальных произведений. Если я сажусь за пианино, то отдаюсь музыке Свиридова, Огинского, Бетховена. Я думаю, что эти произведения бессмертны! Согласны?
При написании данной статьи была использована информация из Википедии.
... Вот я в старшей группе детского сада пою на празднике, стараюсь, ведь надо петь не только хорошо, но и громче всех! )))
... А вот у нас не совсем обычный день, к которому воспитатели готовили нас около недели (мы разучивали песни для прослушивания), ведь в садик должны были прийти из музыкальной школы, чтобы предложить самым лучшим учиться в этой школе!
... Я помню огромный красный бант и белые носочки - мама сказала, что я должна быть самой нарядной и хорошо петь, чтобы меня взяли в эту музыкальную школу.
... А потом помню радость - взяли! Как же радовались и гордились родители, что меня приняли в первый класс!!! И радость эта была тем больше, что взяли в экспериментальную группу - мне только-только исполнилось 6 лет, а также тем, что взяли единственную из нашей логопедической группы... К слову, после месяца занятий в первом классе осталось только четверо ребят моего возраста, а после двух - я одна. Остальные ребята были "большие" - они учились во 2 - 3 классе...
Сбылась мамина мечта - я играла! Эх, ещё не знали родители, что после 30 раз проигрывания "В траве сидел кузнечик" им придётся давать мне столь запретные, но желанные шоколадные конфеты или отпускать гулять)))
... Зато во время домашних праздников гостям теперь не только демонстрировалось фото, где я сижу за пианино, но и всё это подкреплялось (ещё один повод полакомиться запретными конфетами)))) "импровизированным" концертом в 4 руки - мама отлично играет на пианино.
... А с какой гордостью я рассказывала своим новым школьным подругам, что это тут, в СОШ№42, я учусь в первом классе, а вот в музыкальной школе - во втором! Конечно, было нелегко - у меня отличная пальцевая растяжка, гибкие "пальцы настоящего пианиста" по словам учительницы, но... маленькие пальчики и ладошка...
Учиться стало интереснее, когда музыкальная школа "переехала" ближе к дому и стала Детской школой искусств №1. Появились новые предметы, а благодаря идеальному слуху и сильному голосу ... поступило неожиданное предложение перейти с музыкального отделения на хоровое, солировать... Но родители, посовещавшись, решили оставить всё как было. Может, поэтому я люблю караоке? )))
Как жаль, что в то время было так мало (практически не было) личных фотоаппаратов - у меня нет фотографий с многочисленных концертов, в которых я участвовала.
Всегда очень любила подбирать популярные мелодии, а ещё... сочиняла песни. Но такое сочинительство пришлось больше на период 14-16 лет)))
И вот, отучившись СЕМЬ лет, наступил радостный и такой торжественный момент - вручение свидетельств об окончании Школы искусств. Только на вручении, увидев моих "одноклассников", мама поняла, что я была их ВСЕХ на 2 -3 года младше. Я заканчивала 7 класс, а большинство моих "музыкальных" одноклассников - 10 или 9. Мне не было тяжело (вот только маленькие пальчики...), мне было интересно!
Прошло много лет. Теперь никто не заставляет по 2 часа в день заниматься, учить наизусть ноты, неутомимо играть гаммы, но иногда я сама откидываю крышку пианино и... начинаю играть. Пальцы помнят всё, словно не было этих недель (месяцев, а иногда и лет). А что пальцы не помнят, то им напоминают ноты перед глазами )))). Нотных сборников дома много, но всегда играю несколько музыкальных произведений, самых любимых и дорогих сердцу.
Хочу поделиться ими с Вами.
Г.В. Свиридов "Метель"
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.В 1964 году к Георгию Васильевичу Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.
Стиль Георгия Васильевича Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, а начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.
Памятник Георгию Свиридову в Курске |
Полонез Огинского "Прощание с Родиной"
Michal Kleofas Oginski |
Считается, что Огинский написал полонез, покидая Речь Посполитую после подавления российскими войсками восстания Костюшко, в котором он принимал участие.
История создания полонеза Огинского "Прощание с Родиной" такова.
Михал Клеофас Огинский, который в 1793 году занял должность, называвшуюся "Великий подскарбий Великого княжества Литовского" - по своим функциям этот пост соответствовал министру финансов. Огинский был не только госчиновником, но и композитором-любителем, и написал на тот момент довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи, и понравились лично императрице Екатерине II, хотя отношения между странами были весьма враждебными.
К 1793 году в результате "разделов" Австрия, Пруссия и Российская империя "оттяпали" от Речи Посполитой почти половину территории, и держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой, и тем самым переполнили чашу терпения поляков, литовцев и белорусов. Причём недовольны были в основном люди не очень богатые, а тогдашние "олигархи", которых называли "магнатами", наоборот, поддерживали оккупантов, так как их богатству ничего не угрожало.
И вот в такой обстановке в Речи Посполитой, на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко (который так же, как и М.К. Огинский, происходил из белорусов). Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги (именно на личные, а казённых денег министр финансов не тронул!) снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".
В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидирована, сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции.
Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" (по-польски - "Pozegnanie Ojczyzny"). За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции, а в 1802 году российский император Александр II амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского. Композитору было возвращено ранее конфискованное за участие в восстании его имение Залесье на территории нынешней Белоруссии, и Михал Огинский смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда распрощался.
В 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от всех государственных должностей, и вернулся в своё имение, затем он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве, а в 1822 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем уехал лечиться в Италию, и поселился во Флоренции, где и умер через 11 лет, в 1833 году.
По правилам польского языка фамилия Oginski произносится как Огиньский, с мягким знаком, хотя в русскоязычных источниках мягкий знак обычно убирают, поэтому оба сокращённых названия - "Полонез Огинского" и "Полонез Огиньского" - одинаково правильны.
Кстати, многие россияне ошибочно пишут название данного музыкального произведения как "Полонез Агинского", путая композитора Огинского с Агинским Бурятским автономным округом.
Помимо ошибок в названии нередко допускают ещё и ошибку историческую - полонез "Прощание с Родиной" обычно считают исключительно польской национальной музыкой, однако полонез Огинского в такой же степени белорусский, как и польский.
«Полонез Огинского» дал название одноимённому фильму. В московском метрополитене начальные такты полонеза Огинского звучат при попытке неоплаченного прохода через турникеты.
"К Элизе" (нем. Für Elise) Людвиг ван Бетховен
"К Элизе" (нем. Für Elise) — знаменитая фортепианная пьеса-багатель (небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса для фортепиано) Людвига ван Бетховена.
Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами. Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была. Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись.
В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: "Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля". Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.
Тереза Малфатти |
Элизабет Рёкель |
Конечно, это только три из... огромного количества самых замечательных всемирно известных музыкальных произведений. Если я сажусь за пианино, то отдаюсь музыке Свиридова, Огинского, Бетховена. Я думаю, что эти произведения бессмертны! Согласны?
При написании данной статьи была использована информация из Википедии.
Лилия Павловна! Я поражена (в хорошем смысле слова)! Насколько Вы талантливый человек! Спасибо Вам за Ваши воспоминания. Чувствовала я, что Вы не просто учитель географии: настолько разносторонний, интересный, увлекающий и увлекающийся человек в детстве должен был развиваться по полной программе. А музыка - это развитие души. С какой любовью Вы пишете о своих занятиях!
ОтветитьУдалитьКак повезло Вашим ученикам! Перед ними Учитель от Бога!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо за Ваши добрые слова и щедрую похвалу! Родители всегда любят своих детей, стараются для них делать всё, что возможно. Мне повезло - мои родители ещё и имели такую возможность... Времена-то были...разные. Я им бесконечно за это благодарна! Этот пост был навеян вопросом о любимом музыкальном произведении (песне), есть ли у меня "мелодия жизни"(та, что бессменно идет рядом) в проекте Блога Ассоциации (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2013/07/2_17.html). Ответила там, а захотелось продолжить поподробнее :)
Здравствуйте, Лилия Павловна! Вчера тоже проходила мимо музыкальной школы и нахлынули воспоминания... У меня было всё: от слёз "заберите меня" перед родителями до самостоятельного желания продолжить обучение ))) И я люблю, хоть это в последние года случается не так часто, открывать крышку пианино... Спасибо Вам за Вашу откровенность (какая же Вы всё - таки способная!!!), за возможность ещё раз обратиться мыслями к музыке - этому особому языку жизни, и за то, что я открыла для себя некоторые интересные факты :)!
ОтветитьУдалитьЕкатерина Андреевна, рада Вас видеть! Я думаю, что период (-ы) "заберите меня" и "больше не сяду играть" бывают у каждого, кто занимается в музыкальной школе)))) У меня всё было словно по кругу - от безумной влюблённости в музыку осенью-весной до полного нежелания садиться за инструмент летом... А теперь с таким интересом играю, благодарна родителям, что не поддавались капризам!
УдалитьЕкатерина Андреевна, а какие музыкальные произведения Ваши самые любимые?
Лилия Павловна, здравствуйте! О Вашем вопросе не забыла, но и не стала отвечать сразу... Я так давно не садилась за инструмент, что сложно было не поддаться искушению маленького исследования: а что вспомнят моё сердце и мои руки при прикосновении с клавишами? Но, простите меня за ожидание, как трудно найти эти свободные минуты именно для игры. Когда эти минуты появляются, в доме должна царить тишина. :) И всё - таки я это сделала, в эти выходные, наконец, за долгое время я оказалась предоставленной самой себе. Когда села, то на одном дыхании проиграла "Сладкую грезу" П. Чайковского, "Санту Лючия", "Итальянскую польку" С. Рахманинова, "Шутку" Моцарта, и по нотам "THE EASY WINNERS" Скотта Джоплина. :) Думаю, они и есть любимые... :)
УдалитьЛилия Павловна, Вы меня заинтриговали, что за проект... Мой адрес fomalgautplanet@mail.ru
Екатерина Андреевна, как Вы правы - иногда хочется поиграть в тишине, когда никто не слышит... Вместе с музыкой унестись к прекрасному и далёкому... Полностью разделяю Ваш выбор - эти музыкальные произведения прекрасны!
УдалитьА про проект - Тс-с-с... Это пока секрет ;) Рада, что Вы согласились! :)
Доброе утро, Лилия Павловна! Я не училась в музыкальной школе, но всегда с восторгом посещала отчётные концерты.Но и у меня дружеские отношения с пением - с первого класса в школе был хор. Удивительный учитель Татьяна Сергеевна работала с нами и индивидуально, но я была глупа и упряма и не хотела петь 2 голосом.
ОтветитьУдалитьЛюбимый учитель уехал, но все 10 школьных лет мы пели в хоре и ансамбле. Работая вожатым всегда пела и танцевала для детей, их приобщала.Теперь в школе нет учителя музыки и мы сами ведём предмет - навыки пригодились. Дети начальной школы любят музыку разную: классическую, популярную,инструментальную и очень любят петь. Обязательно на первое сентября будем петь всей начальной школой хорошую песню.
Вас благодарю за интересный рассказ! Как всегда восхищаюсь людьми, которые закончили музыкальную школу. В моём классе 5 девочек учатся по классу фортепьяно. Обязательно их хвалю и жалею.
Здравствуйте, Наталья Васильевна!
УдалитьВаш рассказ меня очень тронул... Я всегда считала, что такие предметы как музыка, рисование, МХК очень важны в школе! Они помогают детям не только быль всесторонне развитыми, но и открывать собственные таланты... Вашим ребятам повезло с Вами, любящей и умеющей петь!
Быть может глупо, но мне кажется, что любая девочка в детстве должна заниматься искусством - посещать музыкальную или художественную школу, танцевать, это не позволить душе огрубеть...
Лилия Павловна, спасибо за воспоминания и музыку души. Как же интересно с Вами! А лето - это такой повод оставить профессию в стороне и поговорить на другие темы!
ОтветитьУдалитьИрина Петровна, я долго думала - публиковать или нет, ведь получилось как-то не по-учительски, лично... Может и Вы что-то напишете о своих детских (и не только) увлечениях...
УдалитьЧасто ругают ТО время, время нашего детства, а у меня воспоминания только хорошие....
Мои детские яркие воспоминания - это игры на каникулах с друзьями в деревне! Сейчас невозможно представить, чтобы старшеклассники так развлекались))) А мы совмещали и любовь, и догонялки))) А зимой - снежные бои. Домой приходили настоящими снеговиками, залезали на русскую печку всей оравой, бабушка подавала нам туда булочки и молоко. Большего счастья и не нужно было!
УдалитьИрина Петровна, как же Вам было хорошо... Прочитала, и самой захотелось на печку, чтоб обязательно с молочком и домашними булочками... К сожалению, в моём детстве были только городские каникулы, а снег у нас в городе зимой бывает, но чаще всего выпадает на пару-тройку дней, да и недостаточно для снеговиков...
УдалитьУдивительный сюжет... так проникновенно и доверительно, так поразительно и итересно-познавательно, е еще захватывающе и неожиданно что ли... (как "полезно", как здОрово обращаться к детству!) Лилия Павловна, а не сделать ли Вам СЕРИЮ сюжетов о различных страницах той далёкой и не слишком далёкой поры?! Во всяком случае я себе желаю стать читателем этих возможных историй!))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Адольфовна!
УдалитьСпасибо! Честно говоря, я несколько сомневалась в публикации данного сообщения, воспоминания они... всегда немножко заставляют ностальгировать по ТЕМ временам. Я не включила в это сообщение одну значимую историю, которая произошла в музыкальной школе, а прочитав Ваш комментарий, поняла, что стоит обязательно написать.
Татьяна Адольфовна, благодаря Вашей поддержке и интересу читателей всё-таки она появится...
Лилия Павловна, прочитала, восхитилась! А с комментарием споткнулась сразу. Нет, у вас все здорово, вы можете продолжать играть. У меня такое же красивое красненькое свидетельство об окончании, мой инструмент -ф-но (был). Был потому, что из-за незначительного повреждения левой руки сместился средний палец: внешне почти незаметно, но играть невозможно, растяжки нет, а нет репетиций - нет и техники. Есть, конечно, синтезатор, там можно и без левой руки обойтись, но это не то! Так что пусть вам покорятся и полифония Баха, и умопомрачительные испанские стаккато, и три четверти вальсов Штрауса.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Галина Станиславовна!
УдалитьВот за что я Вас люблю, так за то, что Вы не только вдумчивый читатель, но и внимательный (я про красный цвет) :)
Стаккато, признаюсь, никогда не любила ( а сейчас и маникюр жалко :) ), а вот Баха иногда читаю с листа, Штрауса люблю... Трудно, конечно, играть... Сейчас посчитала и ужаснулась - это ж 21 год назад я закончила музыкальную школу... Но на очном туре конкурса "Учитель года г.Краснодара-2010" моя визитка начиналась с "Метели" в моём исполнении... Я редко играю дома, в основном, когда грустно... На синтезаторе хочу научиться... А иногда спрашиваю себя - зачем?
Лилия Павловна, Вы удивительно разносторонний человек, я ведь тоже была поражена (в хорошем смысле), что Вы - музыкант. Вот откуда эти мурлыкающие нотки в голосе))). А вот я совершенно лишена такого таланта. Медведь на ухо наступил, как говорил папа шутя мне в детстве. Хотя как потом сказали, просто нет координации между слухом и голосом. Когда фальшивят, слышу, но сама не могу спеть правильно ни ноты. Только за кем-то еще повторю. Самое смешное из этого, что всегда мои дети поют лучше всех (в этом году в первый раз пришлось самой вести музыку), на всех праздниках мы всегда поем, и поем отлично. Я дирижирую (если можно так сказать) и направляю. И ведь всегда правильно. Удивительно, правда? А вальс "Метель" - одно из самых любимых моих произведений. Есть определенное настроение, когда я его слушаю, и это всегда действует. Спасибо Вам за возможность вспомнить...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьТак и хочется добавить, что я ещё и крестиком вышивать умею )))) А на самом деле, занималась балетом и лёгкой атлетикой (но недолго). а также плаванием (отлично плаваю).
Эльвира Ульфатовна, быть может, Вы слишком строги к себе? Вот уже второй раз встречаю слова, что учителя начальных классов сами ведут часы музыки... Немного не понимаю? Это из-за нехватки учителей музыки?
Ваши детки, Эльвира Ульфатовна, хорошо поют, играют, участвуют в конкурсах - всё благодаря не только своим заслугам, но и Вашему вниманию и помощи... Правильное направление ведь нужно придать...
Здраствуйте, Лилия Павловна! Уже третий день собираюсь написать комментарий. Очень интересно оформили фото малышки Лили на фоне бОльшой клавиатуры :-)
ОтветитьУдалитьВ первую очередь, спасибо за столь искреннюю и ностальгическую статью и возможность узнать Вас поближе! Даже немного позавидовала Вашей любви к игре на фортепиано, Вашим чудесным воспоминаниям о времени учёбы в музыкальной школе. Я этим похвастаться не могу. Ходила в музыкальную школу 8 лет, с подготовкой, от 6 лет. Развила слух, любовь к классической музыке. Но очень не нравилось сольфеджио и то, что заставляли играть. Боялась отчётных концертов. "Красная корочка" была не в радость.
Какая Вы творческая и тонкая натура! Даже сочиняли музыку, супер!
Спасибо за "урок музыкальной литературы" :-) Какая путаница с Терезой и Елизабет у Бетховена :-) Заинтересовала история создания Полонеза. Как-только прочитала название "Полонез Огинского", зразу среагировала, как "собака Павлова", на уровне рефлексов, запела мысленно мотив полонеза. Он мне дорог с самого детства. Помню мама садилась за пианино играть, а мы с сестрой вальсировали по гостинной. Очень любила я, прислониться ухом к пианино, слушать чудесную мамину игру, для души! Включали классику на пластинках. Вместе узнавали, какие инструменты вступили в игру.
Мне нравятся творения Хачатуряна, ещё в школьные годы, могла узнать в незнакомом произведении его стиль. Бетховен очень приятная "Лунная соната". Учила её сама играть, для себя. Ещё классный "Полёт шмеля" ,задорно так. Особенно круто его исполнение на фортепиано!
Хотела бы почитать "значимую историю, которая произошла в музыкальной школе". Прекрасные вальсы Штрауса вызывают асоциации с Веной. Одеть бы очаровательное платье и закружиться в вальсе в большущем зале среди танцуюющих пар! :-) Раз-два-три, раз-два-три :-)
Спасибо за отличное ностальгическое настроение!
Юлия, приветствую Вас!
УдалитьВот уже несколько дней занимаюсь интересным делом - перебираю детские фотографии и ноты, пытаюсь читать с листа новые музыкальные произведения)))
Я тоже долгое время не любила сольфеджио... Норовила даже "заболеть" в этот день... А потом у нас поменялась учительница, и сольфеджио из нелюбимого предмета превратилось в самый любимый, нужный и важный... Про "отчётные" концерты у меня тоже много воспоминаний... разных воспоминаний...
Большое спасибо за то, что поделились своими детскими музыкальными переживаниями!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам за такие детские воспоминания. Я тоже в детстве занималась музыкой:немного гитарой и очень долго в оркестре народных инструментов. Все эти замечательные музыкальные произведения (даже удивительно, как совпадают наши музыкальные пристрастия) я смогу сыграть на домре.
А вообще я убеждена, что каждый ребёнок в детстве ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть сопричастным к искусству тогда из него вырастет гармоничная, развитая личность.
Здравствуйте, Оксана Евгеньевна!
УдалитьВот всегда знала, что наши учителя талантливы! Интересно было бы как-то помузицировать вместе...
Вот ещё несколько лет назад знакомая, работающая в музыкальной школе, жаловалась, что произошёл резкий спад занимающихся детей. А вот последние 2-3 года численность ребят увеличилась. И это радует!!!
Уважаемая Лилия Павловна ! Как Вы умеете затронуть мои струны души ! Вы разбудили воспоминания детства, когда меня,малышку, родители возили на уроки музыки в обл. центр. Как я комплексовала по поводу своего внешнего вида, сравнивая себя с городскими девочками...Как я боялась академконцертов и экзаменов на школьной сцене...Как я в 14-15 лет бунтовала против учительницы фортепиано... А в результате стала пианистом-педагогом.Низкий поклон за это моим родителям. За их терпение и настойчивость. Дай они мне тогда волю - неизвесно чем бы все закончилось. Так что иногда давление на подростка со стороны родителей тоже может дать хорошие результаты. Начиналось все с того чтоменя 5-летнюю малышку бабушка записала в сельскую муз. студию. Невзирая на насмешки родных, мол мне "слон на ухо наступил". Не верится, что такое было ! Теперь играю, пою, работаю с подрастающим поколением - сцены не боюсью
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга!
УдалитьБлагодарю Вас за то, что поделились своими воспоминаниями! Вы бунтовали против учительницы? ))) Поверьте, я тоже... А сейчас вспоминаю и... стыдно... Родители, как оказывается, и вправду лучше знают, что нужно детям.
Я никогда не была согласна с теми, кто утверждает, что образование, в том числе и музыкальное, можно получить только в городе. Ведь если бы Вас бабушка не записала в ту студию, то и не получилось бы сегодняшней Вас - пианиста-педагога!
Добрый вечер, Лилия Павловна! Удивили - ничего не сказать...!!! И про красный диплом музыкальной школы, и про плаванье...
ОтветитьУдалитьМеня в детстве (и тоже в 1985 году))) отобрали в детскую музыкальную школу. Прослушивание проходило в 37 школе. Но мама обратилась к моему детскому разуму и сослалась на скорый переезд (ждали получение новой квартиры) - боялась, что будет высокий этаж - а как поднимать пианино???)))
Музыка - была моей мечтой: любила уроки музыки в школе, танцевала дома под волшебные звуки классических мелодий ("Метель" - одна из самых любимых). Но петь, как и у Эльвиры Ульфатовны не вполне получалось, хотя пела в хоре))) Воспроизвести звук могу - а самой - могу промахнуться)))
Муж поет, играет, бабушки и дедушки тоже, а я очень переживала, что мне так и осталась неизведанным рождение музыки. И вот, во сне (это было в злелом возрасте) мне услышалось сердцем, как мелодия души (а это чувства, которые словами не удается описать) перевоплощаются в волшебные звуки музыки. Проснулась в слезах...
Дочь "отдала" в музыкальную школу, т.к. с маленького возраста подбирает музыку, сочиняет небольшие произведение на стихи собственного сочинения)))
Всегда восхищалась людьми, которые обладают даром чувствовать мир через звуки музыки.
Здравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо, что поделились воспоминаниями! Мне стало так жаль, что у Вас не получилось учиться в музыкальной школе... Зато доченька теперь "навёрстывает"!!! Успехов ей и признания!
Удалить