Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

среда, 5 марта 2014 г.

Я - учитель географии: мастер-класс "Миграции населения"

Cомневалась... Беспокоилась... Переживала, получится ли? Смогут ли из-за проходившей в эти часы в Краснодаре эстафеты Паралимпийского огня к нам на мастер-класс учителей географии гимназии №18 приехать (вернее, добраться) гости...
Но всё же гости были и мероприятие состоялось!

5 марта в 14-00 в нашей гимназии был проведён мастер-класс для географов города.

Тема: "Изучение темы "Миграции населения" в 8-х классах (УМК "Дрофа") и 10-х классах (УМК "Полярная звезда")".

Выступающие:
Бегова Нина Николаевна, учитель географии МБОУ гимназии №18,
Казанцева Лилия Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №18.

Гости: 
Овсянникова Наталья Маратовна, ведущий специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ,

Мещерякова Елена Валерьевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №89, тьютор Западного округа.

Конечно, хочется, чтобы появился отзыв об этом мероприятии на сайте КНМЦ (если будет, вставлю сюда ссылку), но знаю, что моя коллега-географ готовит статью для городской газеты "Панорама образования"...

После радости встречи с коллегами и рассказов о транспортном коллапсе в городе (что поделать - Эстафета!), мастер-класс начался. Первой выступала Нина Николаевна Бегова. Она поделилась с нами своим видением темы "Миграции населения" и её основных вопросов. Материал был очень необычный - это не была лекция, а только те особые грани изучаемой темы, которые, к сожалению, не показаны в учебнике, но очень важны на уроке. Признаюсь - многое просто записывала, чтобы тоже обратить на это внимание на своих уроках!
 Она говорила о причинах и следствиях нетерпимости к мигрантам, о том, что в Санкт-Петербурге так и не считают коренными жителями тех, кто прожил в городе около 60 лет (они не несут истинной культуры), о насильственных переселениях заключённых а Сахалин и в Сибирь в начале 20 века, об основных линиях миграций населения России в 20 веке, о проблемах возвращения вынужденных мигрантов на прежние места жительства, поделилась картой "География ГУЛАГА", были затронуты вопросы миграций населения в произведениях А.Приставкина и А.Солженицына...
Конечно же, были и вопросы от присутствующих коллег, на которые Нина Николаевна исчерпывающе ответила. А я подумала, что столь любимая мною тема может быть рассмотрена с таких необычных ракурсов...


Я приготовила для коллег раздаточный материал - рабочие листы к уроку в 8 классе, заготовки для самостоятельной и групповой работы на уроке, дополнительный материал по теме для 10 класса (таблицы с данными) и... заготовки для смайликов-настроения))))
Мой мастер-класс сопровождался красочной презентацией. А начали мы его с того, что коллеги нарисовали на заготовке своё настроение, с которым они пришли сегодня на мероприятие - было приятно получить РАЗНЫЕ смайлики: один улыбающийся, один задумчивый и один с высунутым язычком)))))
Я не буду останавливаться подробно на том, что было, лишь отмечу, что мы работали по индивидуальным заданиям, составляли схему видов и типов миграций, сочиняли предложения для правильного "входа" в тему урока и повторения изученного...... , но каждое действие с моей стороны сопровождалось пояснениями: зачем, почему, как... Я считаю, что именно такие пояснения наряду с одновременным проигрыванием фрагментов урока и есть мастер-класс.
Показать и научить одновременно, пояснив, зачем и как = мастер-класс.
Не обошли мы стороной и наш Краснодарский край и его миграционные особенности. Именно в этой части я ставлю перед детьми самые сложные проблемные вопросы. Конечно же, я показала и свою любимую цвето-музыкальную физкульт.минутку в середине урока. Рассказывала о привлечении интернет-ресурсов для выполнения домашнего задания, о правилах проведения социологического опроса...
(Краснодарские Пеликаны... Вам ничего не напоминает урок, который я использовала как основу для мастер-класса? ))))))
 Рассказала об особенностях работы на уроках в 10 классе и возможных вариативных способах применения табличных данных, продемонстрировала возможности мультимедийного учебника... И, конечно же, научила составлять синквейн!!! Отвлеклась, правда, и от темы мастер-класса, поделилась результатами недавно проведённого эксперимента с географическими синквейнами на уроках в 6 классе.

Что же в итоге? А итогом стала запланированная заранее рефлексия, где я предложила всем присутствующим не только оставить отзыв о том, что они увидели, свои рекомендации, но и... поделиться своим синквейном по теме "Миграция"
Очень было приятно прочитать в такой "обратной связи", что по мнению коллег
"... учителя гимназии №18 идут в ногу с современными требованиями, предъявляемыми к урокам географии", 
"... мастер-класс понравился, несмотря на разные УМК урок универсален, может быть использован другими учителями...", 
"... разнообразные подходы в методике преподавания, очень интересно!"
И очень тронуло пожелание Натальи Маратовны Овсянниковой "продолжать работать так же интересно, как и сейчас, приглашать молодых учителей на мастер-классы!"
Спасибо, коллеги!
Синквейны, правда, пока только два:
Миграция.
Быстрая, положительная.
Увеличивает, меняет, уменьшает.
Изменяет количественный состав населения.
Движение.

Миграция.
Сезонная, постоянная.
Приезжать, уезжать, депортировать.
Желающие изменений в своей жизни и мира.
Перемещение.

Но не могу не добавить и свой синквейн:
Миграция.
Добровольная, изменяющая, разделяющая.
Соединять, страдать, зарабатывать.
Является поиском лучшей жизни.
Людской поток.

Благодарю коллег, которые нашли время и возможность приехать к нам с Ниной Николаевной Беговой в гимназию №18. С радостью принимаю предложение о мастер-классе для молодых учителей города. Мне было очень радостно и приятно видеть доброжелательно настроенных и очень компетентных коллег!
 Спасибо!

Ваша... учитель географии 
Лилия Павловна.
 

А вот какой отзыв о мероприятии появился на сайте Краснодарского научно-методического центра: "Мастер-класс – это опыт и педагогическое мастерство учителя!".
Наталья Маратовна, спасибо!

10 комментариев:

  1. Лилия Павловна, отличний репортаж-отчет!
    Очень хорошо, что коллеги встречаются и делятся опитом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия!
      Встреча с коллегами всегда интересна, ведь происходит обмен опытом, обмен интересной информацией, да и просто встреча единомышленников! Я всегда сама с удовольствием посещаю такие мероприятия, да и коллег у себя в гостях рада всегда видеть!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Из Вашего поста чувствуется, что поработали коллеги плодотворно. Каждый для себя отметил что-то новенькое, интересное. Я тоже люблю присутствовать на мастер-классах (иногда и не по своему предмету. Даже в этом случае можно взять изюминки из методики преподавания).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Анатольевна!
      Я тоже с удовольствием посещаю и уроки и мастер-классы коллег других предметов, правда, в этом году это тяжело даётся - я работаю во вторую смену (а в некоторые дни и в две смены), поэтому тяжело бывает выбраться на мероприятия. Нельзя ведь забывать, что помимо интересных дел есть самое главное для учителя - его уроки...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Как я Вам по-хорошему завидую: обожаю встречаться с коллегами, делиться опытом, разговаривать о том, что близко нам одинаково. К большому сожалению, у нас в школе особо не принято устраивать подобные мероприятия, а выступать я страсть как люблю, жду-не дождусь "Дня учителя английского языка", но он будет только в апреле((((. К тому же в этом году я, как и Вы, работаю во вторую смену, от этого нагрузка тяжелее и усталости больше.
    если еще где-нибудь будете, пишите обязательно, хоть на Вас полюбуюсь, и то радостнее станет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Николаевна!
      Так это и не в школе принято проводить... Мы с коллегой организовывали мероприятие для учителей города... Жаль, что пришли только 2 человека - очень проблематично было добраться из других районов города из-за перекрытых улиц, отменённых маршрутов транспорта (всё из-за эстафеты Паралимпийского огня)...
      Зато во 2 смену есть возможность немного выспаться ;) :)
      Конечно же, напишу, если смогу выбраться куда-нибудь на интересное мероприятие!!! Буду ждать и Ваших рассказов!

      Удалить
  4. Анонимный06 марта, 2014 20:39

    Добрый вечер, Лилия Павловна! Смотрю и поражаюсь - и когда Вы только все успеваете?
    Успехов Вам и новых творческих идей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Рада, что "окошки" во 2 смене позволили встретиться с коллегами! ;) Спасибо!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мероприятия по обмену опытом - важны как для тех, кто выступает, так и для тех , для кого они проводятся. А время всегда можно найти. Чем меньше свободного времени, тем больше продуктивность деятельности (это лично мое мнение). Удачи и новых творческих свершений вам, учителя географии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна, а вот соглашусь с Вами! Действительно, наличие свободного времени несколько "расслабляет". Но... если бы в этом году все мероприятия проходили в первую смену, чтобы успевать ко второй на свои две ставки уроков)))))))))
      Спасибо за Ваши добрые пожелания!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^