Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

воскресенье, 24 июля 2022 г.

Читательская грамотность педагога: миф или реальность? или Как "КОКРАС" и "ВООБЩЕМ" хотели стать учителями

Научить тому, что ты не умеешь сам, невозможно! Именно поэтому современный учитель должен не только учить, но и учиться, постоянно! 
Как часто мы любим обсуждать низкую читательскую грамотность школьников, придумывая всё новые и новые методы и способы её повышения, совершенно забывая о... собственной читательской грамотности, которая, увы, иногда оставляет желать лучшего....
Поговорка про соринку в чужом глазу давно актуальна и для педагогов, к сожалению, особенно, когда касается читательской грамотности.
Что же это такое, читательская грамотность?

В самом широком смысле, это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтоб достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

"Тренировка" собственной читательской грамотности - подготовка работ на конкурсы, где в Положении чётко прописаны критерии оформления (или содержания) работы. И если раньше работы "не по критериям" просто не участвовали в конкурсе, то сейчас, с повсеместным появлением конкурсных чатов и пабликов, очень ярко заявила о себе проблема с пониманием написанного и нежеланием извлекать из текста ответы на свои вопросы.

Мне стало интересно - а как сами педагоги оценивают свою читательскую грамотность? Считают ли они эту проблему актуальной? Нужно ли как-то это исправлять или всё в порядке?
Я запустила вот такой опросник, созданный с помощью Гугл-формы, в чаты Сообщества ФКР, своей школы, попросила коллег из других школ помочь с распространением. 
Итак, опросник:
Что получилось в итоге? А давайте посмотрим вместе:
Свой собственный уровень читательской грамотности педагоги оценивают довольно высоко!
Подавляющее большинство использует приёмы повышения читательской грамотности учеников на своих уроках.
Но всё было бы прекрасно, если бы синяя часть диаграммы ниже ("для педагогов не характерен низкий уровень читательской грамотности") была бы в разы больше. Учителя привели множество примеров, где замечали проблемы:
Вопрос и ответы:

3. Приведите конкретные примеры, при каких обстоятельствах, когда, где Вы замечали низкую читательскую грамотность У ПЕДАГОГОВ (используйте поле "Другое" для подробного ответа):
-- Положения по конкурсам, ответы на вопросы в чатах, комментарии к постам
-- В социальных сетях 
-- Очень часто педагоги не читают и не вычитывают конкурсные задания и положения, в которых все ответы на их вопросы.
-- Часто наблюдается в общих чатах, когда переспрашивают ту информацию, которая была подробно изложена.
-- Читают объявление в учительском чате и не понимают. Для меня это был шок! 
-- Учителя мало читают научной, педагогической литературы
-- Некоторые молодые педагоги не очень хорошо ориентируются в пословицах и поговорках. (Личное наблюдение)
-- На форумах, в чатах и т.д. педагог считает, что лучше спросить (+100500 раз), чем прочитать правила, требования, инструкции.
-- При прохождении различных конкурсов, работе с проектами. Казалось бы- всё расписано/ описано. А всё равно очень много вопросов, которые повторяются каждый день... 
-- Общий чат педагогов, где руководитель или администрация школы дает задание педагогам, а они выполняют все что угодно, но не задание. В педагогических чатах ФКР в вк и телеграме полно педагогов с низкой ЧГ 
-- Если только невнимательность, но в нашем ритме это допустимо)))
-- Педагоги не могут правильно истолковать сообщение от директора в рабочем чате, не понимают смысл приказов и распоряжений, не могут использовать инструкции
-- В большей степени (за редким исключением) проявляется у молодых специалистов
-- Встречала. Педагог неверно трактует прочитанные документы, рекомендации, методические разработки. Но связываю это с низким уровнем мотивации педагога разобраться с текстами, либо педагог не владеет лексикой, используемой в текстах, в силу возраста или иных индивидуальных особенностей.

Что делать??? Послушаем предложения самих педагогов:

4. Какие способы/методы борьбы с низкой читательской грамотностью У ПЕДАГОГОВ предложили бы лично Вы? Как повысить читательскую грамотность ПЕДАГОГА?

5. Если Вы хотите, чтобы Ваши ФИО, преподаваемый предмет и регион были указаны в статье блога рядом с ответом на ВОПРОС № 4 данной анкеты, напишите их ниже:

1. Читать художественную литературу. 2. Внимательно слушать собеседника, внимательно читать тексты, если хочешь ответить на вопрос или вступить в диалог в чате. 3. Не комментировать и не задавать вопрос, пока несколько раз не изучишь текст. 4. Если не получается с п.2-3, выполнять п.1.

Рассолова Татьяна Борисовна, русский язык и литература, г. Великие Луки Псковской обл.

Проводить вебинары с конкретными примерами, предлагать приемы и методы по развитию читательской грамотностью у педагогов.

Другова Елена Владимировна, учитель начальных классов, Челябинская область, город Златоуст

Чтение книг, статей, вычитывание документов утром, на свежую «голову», тогда информация воспринимается лучше.

Согласна на указание Ф.И.О. и т.д. Вопрос. Какие приёмы существуют, чтобы создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой?

Уставший педагог становится менее внимательным. Посильная нагрузка обязательна. А далее знакомить педагогов с разными типами чтения, разными стратегиями чтения и разными типами текстов. Провести мастер-классы по обмену опытом.

Рыжова Татьяна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, г.Юрьевец, Ивановская область

В нашей школе мы раз в триместр заполняем отчёт, в котором в том числе есть графа - "какие новые книги мы прочитали за текущее время". Как вы понимаете, это не моё предложение, а нашего директора, но оно вполне соответствует моему мироощущению.

Можно не указывать. Но я, Тишкова Екатерина Геннадьевна)

Больше времени уделять чтению, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, проектах, т.к. любые проекты способствуют совершенствованию ЧГ.

Будзинская Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, Омская область.

проводить раз в четверть обучающие тренинги

Вологодская область, учитель истории

"Кластер", "Тонкий и толстый вопрос", "Мозаика" и др. Общее обсуждение книг прочитанных, работа ШМО, организация лектория

Гришина Лидия Сергеевна, география, Рязанская область

Прохождение очных курсов


Чаще проводить педсоветы и мастер-классы с использованием элементов смыслового чтения. Мне очень нравиться приём "Лови ошибку", который можно использовать не только с детьми, но и с педагогами.

Юсупкина Наталья Васильевна, республика Марий Эл, учитель математики

Можно предложить совместные обсуждения каких либо произведений, как это предлагалось в чате. Прочитывать вместе произведения, организовывать читательские гостиные, как это было раньше

Вострикова Елена Сергеевна учитель биологии и географии МАОУ Мысовская СОШ 56

Учить учителя - это наказание. Книги читать нужно художественные, рассказывать о прочитанном.

Голубева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, Самарская область, г.Тольятти

Семинары, практические занятия, конференции, форумы по обмену опытом, круглые столы

Бжицких Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 34, г. Бийск Алтайского края 

Педагогические мастерские, курсы-треки по повышению читательской грамотности

Валькова Г.Н., учитель географии, Красноярский край

Борьба, в данном случае, - не очень удачное слово, на мой взгляд. Силой мало что изменишь. А вот проводить совместные мероприятия, куда приглашать учеников и педагогов, на которых либо будут обсуждаться вопросы по прочтению какого-то материала или викторины, ответы на которые можно узнать после прочтения конкретного произведения, -это вполне может стимулировать педагогов, чтобы не оказаться в смешном положении.

Демешко Екатерина Валерьевна. Биология и технология. Саратовская область.

Читать художественную литературу, не связанную с педагогической деятельностью напрямую; иметь сводное время и желание читать; делать в прочитанном пометки простым карандашом, выделять главные моменты и интересные цитаты.

Карпухина Светлана Сергеевна, г. Калуга

Посоветовала бы готовиться к урокам. А то, что пишут на доске, просто перепроверять

Романкевич И.В. Учитель истории. Нытва Пермский край

Чтение с карандашом, составление опорных схем по прочитанному, чтение по определенному плану, составление вопросов "себе", "к себе" по прочитанному тексту, возвращение к прочитанному через некоторое время с другой целью.

Удот Алексей Алексеевич, учитель математики, Ростовская область

Снизить отчетную нагрузку. Дать хотя бы возможность читать

Югай Ольга Мавриковна, английский язык, Республика Крым

Учиться отделять зерна от плевел ,т.к.восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретация, извлечение смысла, оценка прочитанного текста зачастую зависит от свободного времени учителя.

Шахова Т.В.

Дать свободное время, вернуть методические дни, организовать конкурс "Литературная завалинка", конкурс методических разработок урока основанного на изречениях литературных произведений...

Горкунова Екатерина Витальевна ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена Знак Почёта" Пермский край город Кудымкар

Проводить курсы для Повышения читательской грамотности педагогов. На данных курсах познакомить педагогов с видами текстов, более адаптированных для работы. Научить ставить вопрос: для какой цели выбираю текст. Учитывать область применения текста.

Антипова Елена Сергеевна, Учитель начальных классов. Г. Норильск

Проводить МК, практические семинары

учитель начальных классов Крылова ТА, Марий Эл

Мы совсем забыли, что такое публичные чтения, воспринимаем из текста только то, что нам интересно или выгодно, не обращая внимание на мелочи. В детстве я прошла курсы скорочтения, читаю быстро, но! иногда просто не замечаю некоторых важных моментов. Приходится возвращаться к тексту еще несколько раз и работать с карандашом.

Вязовик Н.Ф., учитель экономики и финансовой грамотности, ЕАО

Это, наверное, тренажёры как с Надей и Лёшей, только которые можно пройти хотя бы пару раз

Биология, химия, Самарская область

Регулярное чтение чего-либо с использованием соответствующих словарей для работы над трудными словами

г. Петушки

Проводить дискуссии, обсуждать различные темы. Провести конкурс месячник Читательской грамотности.

Губайдуллина Наталия Александровна математика, астрономия РБ

Мне нравятся сообщества, в которых педагоги делятся впечатлениями о прочитанных книгах. При составлении плана самообразования желательно, чтобы педагог включал в него чтение как научно-популярной так и художественной литературы.

Салтыкова Елена Валентиновна, учитель технологии, МАОУ СОШ № 103 г. Краснодара

дать больше СВОБОДНОГО времени педагогам и снизить всякую отчетность, и тогда появится желание читать и творить)))

Свердловская область

 Несколько ярких анонимных мнений:

Откровенно говорить им об этом, чтоб стыдно стало. Грамотный педагог примет, сделает выводы, и будет внимательнее впредь. Лично мне всегда бывает очень стыдно. Всегда стараюсь несколько раз прочитать, прежде чем задавать вопросы, что то говорить или делать.

 

Читать! Читать! И ещё раз читать!

 

Как вариант. Возможно, это не отсутствие читательской грамотности, а привычка делать 100 дел одновременно, не вникая в предоставленную информацию. Спешка, успеть всё за 24 часа...

 

Это сложно. Они ж ПЕДАГОГИ. Они за собой греха не видят.

 


Уверена, вы обратили внимание и на выделенный цветом фрагмент. Что сказать - и даже в анкете про чтение ЧИТАЮТ невнимательно! А вот рекомендации от учителей конкретны: больше читать, быть внимательнее, повышать уровень читательской грамотности.
Для меня ВАЖНО, что педагогическое сообщество видит и проблему, и пути её решения.

 Осталось не забыть, что нужно начинать с себя, а не искать у других. Ведь все наши минусы сказываются и на наших учениках. 
Понимаете, что есть проблемы с собственной читательской грамотностью - пересмотрите рекомендации от педагогов. Главный вывод - больше читать, и это не про паблики и Телеграм... 

Как влияет низкий уровень читательской грамотности ПЕДАГОГА на его учеников?

Рассолова Татьяна Борисовна
, учитель русского языка и литературы, г. Великие Луки:
Очень даже влияет. Если учитель не различает смыслов, то просто не может научить делать это детей. Сам учитель может неправильно трактовать текст, значит, неправильно объяснять.
Отсутствие читательской грамотности у учителя снижает ответственность учеников за сказанное и сделанное. Находясь в чате с детьми, например, учитель не может правильно сформулировать задачу или неправильно комментирует сказанное. Это то же самое, что на глазах у детей совершать неблаговидный поступок.
Учитель должен обладать читательской грамотностью!


Голубева Ольга Николаевна
, учитель русского языка и литературы, г. Тольятти:
Ежедневно каждый из нас, учителей и не учителей, имеет дело с текстом. Пишем ли мы пост в «ВК», оставляем ли сообщение кому-то из родственников или знакомых, читаем ли объявление, слушаем ли радиопередачу…
Каким должен быть уровень читательской грамотности учителя? Это не риторический вопрос. Уверена, что каждый ответит: самый высокий. И это верный ответ. 
Как часто мы, учителя, говорим своим ученикам: «Слушайте внимательно! Не отвлекайтесь!» Мы призываем услышать наш текст: объяснение нового материала, комментированное чтение статьи учебника. Даём самостоятельную работу – просим внимательно читать задание, записываем на доске домашнее задание – обязательно объясняем, как его выполнить. Были ли случаи, когда хотя бы один ученик выполнил задание не так? У меня за 23 года работы – не один раз! И тут, конечно, говорю: «Какая низкая читательская грамотность у тебя, Миша-Саша-Маша-Таня...!» Дети невнимательно читают тексты любого объёма. Именно поэтому так сложно ученикам пересказывать, читать вслух, писать на экзамене по русскому языку сжатое изложение.
Но вернёмся к себе… Как определить читательскую грамотность учителя? Проще простого! Откройте любой учительский чат и почитайте комментарии к нему. 
Например (подчёркиваю важную для определения читательской грамотности мысль):


Как прочитан текст учителем? Естественно, неграмотно. Да, мы улыбнёмся, возможно, перечитаем текст сами ещё раз, чтобы удостовериться в своей читательской грамотности. Но мне, коллеги, грустно. Ведь я привела только один пример. Уверена, что каждый из вас найдёт их множество. Достаточно вспомнить диалог в сообществе «ФКР», где каждый второй спрашивал о том, будет ли получен сертификат за участие. Организаторы тогда каждому старались вежливо ответить, хотя сразу же написали, что нужно немного подождать и всё будет.
И теперь мы, не умеющие всегда читать текст, идём в класс и требуем нас внимательно слушать, а самое главное – слышать. Сердимся, когда ученики не всё слышат, не так делают, как нужно. А может, дело и в нас? Внимательны ли мы к любому тексту? Умеем ли мы чаще всего читать так, чтобы было понятно содержание, была понятна мысль? Ответим честно! А если мы признаёмся, что в большинстве случаев не сразу можем ответить на вопрос: «О чём я сейчас прочитал(а) текст?», то и с учеников не имеем права спрашивать по всей строгости. Не владея азами читательской грамотности, мы будем испытывать трудности в своей работе. Любая трудность видна нашими учениками, к сожалению.
Простите, если показалось, что написала жёстко. Хотелось порассуждать честно. Дифирамбы мы петь умеем. Как важно ещё критично подходить не только к коллегам, но и к себе.

Перченко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, г. Ростов-на-Дону:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро. Так и учитель, который перестает читать - перестает мыслить! Он становится заложником того программного материала, который преподает, то есть становится «узким» учителем, который не сможет научить заглянуть за границы учебника, а будет основываться только на параграфах учебника.
От этого страдает устная и письменная речь не только ребенка, но и учителя. Ученик мыслит шаблонно, не
умеет бегло читать, содержание письменных работ отмечается бедностью словарного запаса, не умеет делать выводы и аргументировать свои ответы. А ведь многие учителя-предметники считают, что читать учат либо учителя начальной школы, либо русского языка и литературы. Но это не так! Учитель, который научит ребенка осознанно читать, поможет ему овладеть достаточными средствами для самостоятельной читательской практики.
Учитель географии обратился к учителю русского языка с просьбой научить детей писать географические названия. Этот человек не захотел сам протянуть нити между русским языком и географией, а просто переложил свою работу на коллегу-филолога. Поэтому дети на протяжении всего обучения так и не научились писать правильно географические названия, а их знания по географии ограничились только изучением параграфов учебника.
Ограничен учитель – ограничены его ученики.


Несерина Алла Михайловна
, учитель начальных классов и русского языка, г. Волжский:
Педагог, конечно, во всём является примером для учеников. Как и про родителей говорят: "Дети нас не слышат, дети на нас смотрят". Так и учитель. Если он выдвигает требования, но сам их не соблюдает, то в первую очередь теряет уважение к себе. Ученикам трудно соответствовать двойным стандартам.
Похоже дело обстоит и с читательской грамотностью. Педагог, не умеющий выделять в тексте главное, понимать и использовать письменную информацию, расширять свои знания и возможности, применять полученную информацию в конкретных ситуациях, не сможет научить этому детей. Опыт показывает, что большинство баллов на ОГЭ дети теряют из-за того, что не дочитали задания; прочитали, но не поняли; выполнили только часть требований. А учить этому надо именно на уроках. Поэтому в любом случае нужно начинать с себя. В том числе и в вопросе о читательской грамотности.


Рыжова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, г. Юрьевец:
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Я не открою Америку, если скажу, что именно навык чтения – фундамент всего остального образования. «Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело»- писал К. Д. Ушинский. Один из основных факторов создания развивающей речевой среды школы – это высоко квалифицированные педагоги, владеющие, наряду с другими, таким гибким навыком, как читательская грамотность в современной трактовке данного понятия.
Требования к владению учителями читательской грамотностью нигде не прописаны. Но если мы представим, что детей учит педагог с низким уровнем читательской грамотности, то ответ на вопрос «Как влияет низкий уровень читательской грамотности ПЕДАГОГА на его учеников?», может быть однозначным – отрицательно. Когда учитель неточно интерпретирует художественные тексты, затрудняется выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами, можно говорить о профнепригодности такого учителя. Проблемы с чтением повлекут за собой и проблемы в изучении всех школьных предметов. Все эти проблемы связанны с ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, итоговыми контрольными работами. Часто можно услышать претензии в адрес учителей, что они на должном уровне не готовят ребят к данным экзаменам. Родители выпускников ищут репетиторов, в большинстве своём не надеются на школу. Получается, что школьный педагог с низким уровнем читательской грамотности не способен подготовить конкурентоспособного выпускника. И я говорю не только о преподавателях русского языка и литературы. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки их предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.
Я считаю, что уровень читательской грамотности самого учителя – это один из решающих факторов для создания речевой среды школы.


Ну что, дорогие мои, убедились в том, что уровень читательской грамотности должен быть высоким не только у наших учеников, но и у нас самих? Если всё ещё сомневаетесь, подумайте вот ещё о чём - читательская грамотность педагога связана и с уровнем его орфографической грамотности

Доказательство - авторская сказка Аллы Михайловны Несериной (г. Волжский, Волгоградская область), в которой, к сожалению, художественный вымысел сочетается с реальными примерами ошибок учителей!!! Не для красного словца, а из жизни... 


Герои:
"КОКРАС" - как раз,
"ЩАЗ" - сейчас,
"ПАШОЛ" - пошёл,
"ЕСЧО" - ещё,
"ВООБЩЕМ" - в общем,
"ФСЁ" - всё.
"НИ ЧИГО" - ничего (стало стыдно и убежал из сказки вместе с СЕРТЕФЕКАТОМ).

Ну что? Загрустили? Готовьте уши!
Будете нашу сказку слушать?
Расскажем вам сказочку на раз-два,
А будет та сказочка про слова…

За морями, за лесами,
За высокими горами,
От севера наискосок
Стоит такой вот городок.

В мире много городов,
Но этот город – Город Слов.
Есть тут слова обычные:
Весёлые, приличные,
Вежливые, увлекательные,
Нежные, занимательные,
Простые и научные,
Весьма благополучные…

И среди всех, как на заказ,
Слова ЩАЗ и КОКРАС.
Все слова города в школу ходили,
Русский язык усердно учили,
Лишь эти 2 слова сидели в ВК
И правил они не учили пока.

Прогулы уроков, в руке телефон,
Мозгам нанесён был огромный урон,
Стрелялки и танчики… Кажется мне,
Что грамотность там совсем на нуле???

И вроде бы всё у них хорошо –
Друзья появились: ЕСЧО, ПАШОЛ,
Ну и подружки: ФСЁ и ВООБЩЕМ…
Удивление было, конечно, всеобщим.

Могли бы спокойно они поживать,
Но институт пора выбирать.
И вся эта группа друзей – вуаля! –
Вдруг собралась В УЧИТЕЛЯ!

Весь Город Слов закричал им в ответ:
- НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!
Мы не хотим, чтобы наши девчата
ТАКИЕ слова увидели в чатах!

Ведь можно учиться идти на юриста,
Сантехника, дворника или таксиста,
Найти в этой жизни 5 000 затей,
Но ГРАМОТНО НАДО УЧИТЬ ДЕТЕЙ!

Ура! Спасены дети России!
Вся группа мечту сменила красиво.
Счастливы в профессиях разных,
И нет уж ошибок таких безобразных.

А деток учат профессионалы,
К огромному счастью, в стране их немало.

Сказка – ложь.
Да в ней намёк.
Всем, в чатах пишущим, – УРОК! 
(А.М.Несерина, 24.07.2022)


И вот после всего написанного и сказанного, хочу подарить вам ещё и необычную загадку. Я её взяла из... (впрочем, пусть останется тайной))))), немного переделала, чтобы ответ не искался в поисковике. В оригинале на чтение и ответ даётся не больше минуты. 
Будьте внимательны!

***
Прочитайте внимательно текст.
Шел 2015 год. Маша выше Полины. Полина выше Веры. Кристина ниже Веры, но выше Маши. Полина выше Кристины, а Света любит пончики. 
В каком случае это возможно? В ответе укажите только цифру, под которой записан правильный ответ.
1. Вера Ладина дружит с Полиной Таниной.
2. У Полины есть собака, а у Веры - кошка.
3. Кристина Аннова - это сестра Веры Анновой.
4. Все девочки ходят в музыкальную школу.
5. Маша Светина живёт по соседству с Машей Ольгиной.
6. Вера и Полина не дружат с Машей уже три дня.
7. Завтра будет дождь.
8. Я люблю Лилию Павловну! (если нет ответа))))))

***

А как Вы считаете, есть у педагогов проблемы с читательской грамотностью или всё это от перегруженности и небольшого невнимания?
Вам понравилась сказка?
Как ответили на загадку? 
Делитесь в комментариях!  ;)

38 комментариев:

  1. Ольга Сидорова24 июля, 2022 19:11

    Лилия Павловна, очень важная тема! Да что говорить про молодых учителей, если у нас капитан корабля позволяет себе писать ПЖЛСТ и СПС в рабочем чате!
    Мне, хоть я и не учитель русского языка, по-настоящему больно на это смотреть.
    Свои сообщения (даже в социальных сетях) вычитываю как строгий редактор! Убеждена, что соблюдение норм русского литературного языка - условие уважительного отношения к собеседнику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга!
      Спасибо Вам за отклик! Вы совершенно правы - наша грамотность всегда на виду и всегда может стать "камнем в огород".... У нас в школе новый "капитан корабля" - посмотрим, как всё будет!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Всё верно, мы, учителя, должны не только детей учить, но и себя. Вопрос читательской грамотности и русского языка самый сложный, самый актуальный. Вот какие курсы надо проводить регулярно для всех и в реальном формате, а не онлайн, как это стало сейчас модно. Я двумя руками "за" и всегда считала, что мне далеко до идеала, хоть я и читаю много, и пишу. На 1-й вопрос Вашего опросника я бы поставила себе, наверное, 5 из 10. Кто-то из умных сказал, я знаю, что ничего не знаю. Согласна, я тоже так считаю))
    Загадка очень необычная. На первый взгляд какая-то бессмыслица и абракадабра)) Понимаю, что речь не о росте, так как Маша и Кристина не стыкуются. У меня версия номер 4. Скорее всего речь о высоте голоса, но вот информация про год и Свету... Предполагаю, что это для создания путаницы, лишняя информация, не влияющая на решение задачи))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, версия с ответом 4 тоже не получается. Скорее всего тут две Маши. Ответ №5? Ну и задачка )))))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      К сожалению, дистанционные курсы и электронные дневники и документооборот совершенно нас разбаловали - что почерки стали хуже, что грамотность. А курсы, да, хотелось бы очные.
      Какая Вы молодец - я про рассуждения по загадке! Я её взяла из заданий детям (8-10 класс) при прохождении тестовой части дистанционного этапа (ученик сделал фото экрана). И представьте, всего лишь ОДНА минута!!!!!
      Правильный ответ я опубликую в комментарии завтра, вдруг кто-то захочет подумать ещё! ;)

      Удалить
  3. Анонимный24 июля, 2022 20:07

    Кок раз вовремя. Лилия Павловна, прочитала ваше исследование и задумалась, а правильно сама пишу, или допускаю ошибки??? Читаю много, чужие ошибки вижу.А свои??? Может пора записаться на курсы русского языка и литературы??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сауле Садыковна!
      К сожалению, педагоги могу писать не только с ошибками, но и допускать описки, хотя я их всегда считаю менее "грубыми" и всегда прощаю. Главное, перед отправкой куда-либо, надо перечитать написанное! А на подобные курсы с удовольствием записалась бы и я!

      Удалить
  4. Лилия Павловна, здравствуйте!
    С большим интересом познакомилась с мнением коллег и с результатом анкетирования.
    И вот как согласна с ответами: избавить учителей от бумагомарания, чтобы было время читать. Мне стыдно за коллег, которые не читают художественную литературу.
    И какой верный шаг делает директор, когда спрашивает учителей, какую книгу прочитали.
    Правда, никто не застрахован от того, что просто будут обманывать))
    Мы, учителя, всё работаем над повышением функциональной грамотности, забывая часто, что читательская грамотность - её основа.

    Алле Михайловне спасибо за сказку))
    Скоро я напишу пост об учительской безграмотности.

    Ответ на логическую задачку...
    Наверное, 4))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Ольга Николаевна!
      Огромное спасибо Вам за экспертное мнение, получилось очень наглядно!
      К сожалению, взрослые перестали читать, да и дети многие тоже, заставлять приходится. Я с такой благодарностью вспоминаю путешествие с супругом на поезде - прочитала 450 страниц с таким удовольствием! Да, времени на многое категорически не хватает, но на чтение оно должно находиться - уверена!
      Ответ на загадку опубликую завтра вечером в комментарии! ;)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Полностью ЗА то, что учитель обязан соблюдать читательскую грамотность. И да, скажу резко: убеждена, что если ученики упорно не слышат учителя, причиной может быть низкий уровень у учителя читательской грамотности. Постоянно наблюдаю то, что Вы пишете, в чатах, которые я просто ненавижу за то, что отнимают драгоценное время из-за таких, которые не читают с первого раза. Эти все "плиз" и СПБ жутко раздражают, как и вообще все эти аббревиатуры, принимаю их за малым исключением. А уж когда ударение ставят неправильно, так это вообще запредельно.
    Да, и я делаю ошибки, к моему большому сожалению. Русским языком как наукой я последний раз занималась в университете, но считаю твёрдо, что обязана читать, писать и говорить правильно на своём родном языке. Как-то напишу пост о том, из-за чего у меня по этой теме волосы дыбом встали, ничего подобного я в своей жизни ещё никогда не слышала. Но пока на отдыхе, темы написания другие, я вся в горах, море и солнце)))
    Сама я пишу витиевато иногда, просто очень люблю сложноподчинённые и сложноподчинённые предложения, мой частый грех - переставляю слова, но стараюсь поправить себя, если увижу, что ошиблась, корректирую свои посты и сообщения, а ещё - читаю. Это - обязательно и принципиально. Своим ученикам всегда рекламирую чтение и убеждаю их, что мышление меняется в лучшую сторону, но... не слышат меня пока, лишь единицы читают, а некоторые даже делятся со мной своими впечатлениями.
    Ну и вообще, моё убеждение: хочешь кого-то воспитать, научить и т.п., - начни с себя. "Смотри в себя, и хватит с тебя", - говорили очень мудрые люди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Светлана Николаевна!
      Спасибо за такой развёрнутый и полный отклик! Чтение - это ведь не про паблики в соц.сетях и не про чаты.... К сожалению, не все это понимают!
      А уж начать с себя - это ж нечто совсем запредельное))))))))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Читательская грамотность нужна всем! Бывает сама несколько раз перечитываю тексты, задания, чтобы вникнуть и понять. Спасибо за знакомство с коллегами. Знаю только Ольгу Николаевну Голубеву, вот у нее читательская грамотность высокая!
    Стихотворение отличное, жизненное.
    Загадку точно за минуту не сделала. Читала несколько раз, делала схему, не получается, чтобы Кристина была Маши,может Маши разные) Поэтому ответ выбрала №8! Жду правильного, если таковой имеется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      В Сообществе ФКР очень много ярких и талантливых педагогов, у которых можно и нужно учиться!
      А на загадку есть правильный ответ! Завтра расскажу! Но 8 мне тоже нравится)))))

      Удалить
  7. Карпухина Светлана Сергеевна24 июля, 2022 22:27

    Внимательно прочитала текст статьи. Читательская грамотность учителей, действительно, актуальная тема. Согласна с коллегами, что было бы не лишнем проводить различные курсы, тренинги, мастер классы для повышения данного навыка педагогов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Сергеевна!
      Главное, мы обратили внимание на эту проблему и начинаем с себя! Я тоже хочу пройти курсы по повышению читательской грамотности...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    А я хочу посмотреть на эту проблему немного с другой стороны.
    Очень часто "сверху" спускаются бумаги, которые не только опнять невозможно, но и... можно понять по-разному, в зависимости от ситуации.
    И составлены так, что в любом случае можно было поощрить или наказать "того, кого надо".
    Вот пример: простой приказ сверху: "Всем взять с собой зонт".
    Возможности "наказать":
    - зонт не того цвета.
    - зонт от дождя, а надо было от солнца.
    Хотя ни того, ни другого в приказе не уточнено.
    Или уже больше ста лет мы с упоением приводим пример о важности знака препинания "запятая":
    "Казнить нельзя помиловать".
    И того не понимаем, что запятая здесь вовсе не нужна. Здесь ставится тире (или дефис, всё время путаюсь, короче, черточка).
    Так что, прежде чем требовать правильного прочтения, надо научиться правильно писать.
    Ну а для этого надо читать правильную (печатную отредактированную) литературу.
    Почему уточняю "правильную" - сейчас увлеклась самиздатовскими книгами... такого там начиталась, ужас!
    Что касается задачи, то мне показалось, что правильный ответ 3.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Благодарю Вас за развёрнутое мнение!!
      И ведь именно от плохой читательской грамотности и перестраховок вышестоящих и возникает такой перегруз!!!!
      Ответ на задачу завтра вечером!!! ;)

      Удалить
  9. Алеся Риттер25 июля, 2022 06:15

    Ответ 5?) Маша по росту не получается одна)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алеся!
      Интересный ответ! А правильный - завтра вечером! ;)

      Удалить
  10. Думаю, что 8, т.к. здесь нет ответа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга!
      Я бы не стала публиковать задачу без ответа!))))
      Правильный ответ напишу завтра вечером, поверьте, он есть!!!

      Удалить
  11. Анонимный25 июля, 2022 19:57

    Здравствуйте! Очень полезная информация и проблемы с читательской грамотностью у педагогов есть. За сказку отдельное спасибо Алле!
    Ответ задачи думаю, что 6

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Алла у нас ПОЭТ ФКР, её перу принадлежит СТОЛЬКО публикованных за год в Сообществе стихотворных строк, что хватит на большой сборник!

      Удалить
  12. Долгушина Н.В.25 июля, 2022 21:22

    Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Представленный материал вызвал особый интерес у читателей блога, впрочем, как всегда, т.к. Вы идейный и компетентный педагог.
    Недавно прочитала, что исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения», соответсвенно есть место говорить о грамотной личности и читательской компетенции.
    Благодарю экспертов поста - Рассолову Т.Б., Голубеву О.Н., Перченко О.Н., Несерину А.М. и Рыжову Т.В. за их профессиональную оценку и способ пробудить интерес к чтению педагогов.
    От себя хочу сказать: «Как читать больше? Наверняка вы слышали это правило: хочешь завести полезную привычку - уделяй ей 15 минут в день. И не важно, какую литературу вы выбираете…»

    С уважением, Наталья Викторовна Долгушина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна!
      Спасибо Вам за отклик! Признаться, я не один раз перечитала и продолжаю вчитываться в рекомендации экспертов....
      Все должно быть во благо детей!
      А вообще, читающий учитель - читающие ученики!

      Удалить
  13. Анонимный25 июля, 2022 22:06

    Добрый вечер, Лилия. Давно вас читаю, со времен ФКР. Минус только один, мало пишете. Но если есть обновление в блоге, оно заставляет задуматься! Благодарю за труд и кропотливую работу. Блогеры, они разные бывают.
    По существу поста. Стих отличный, мнения педагогов буду изучать и смотреть на себя. ответ на загадку я знаю, не буду раскрывать все карты.
    Успехов и процветания блогу! И вам!
    Марина, Москва.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина!
      Благодарю Вас за отклик, не стесняйтесь, оставляйте его к тем статьям, что вызвали интерес, а уж если поспорить захочется, то вообще отлично!
      Да, блогеры бывают разные
      .... вот недавно узнала, что есть педагоги-блогеры, которые открыто монетизировали свои аккаунты ВК и теперь хотят в Совет блогеров при Министерстве просвещения, а я считаю, что нельзя так....
      Пишу мало? Зато объёмно😉🤣

      Удалить
  14. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    С удовольствием прочитала пост. Очень важную и актуальную поднимаете тему. Читательская грамотность у многих педагогов в настоящее время не на высоте. И это неприятно. Мы перегружены физически и эмоционально, нам не хватает времени на чтение. А ведь многие очень любят читать и читают при любой свободной минуте. Ваше исследование о многом заставляет задуматься.
    Благодарю за знакомство с экспертами. Из всех коллег я знакома была только с Ольгой Николаевной Голубевой. Её уровень читательской грамотности высочайший!!!
    Какую великолепную сказку написала Алла Михайловна Несерина! Огромное ей СПАСИБО!
    Отличная загадка! Вот тут очень нужна читательская грамотность. Я уверена, что здесь две Маши. Ответ: № 5.
    Лилия Павловна, у меня вопрос. Вы собирались написать обращение к президенту РФ. Скажите, отправили ли Вы письмо или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Спасибо Вам за отклик!
      Время сейчас для Форума классных руководителей не очень спокойное- вот-вот будет объявлена 1000 счастливчиков, которые станут очными участниками....
      Ответ 5 правильный!
      А про письМА Владимиру Путину я обязательно расскажу! ;))

      Удалить
  15. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    Вы обещали разгадку написать в комментариях сегодня вечером.
    Что-то я не нашла...

    ОтветитьУдалить
  16. А правильный ответ-
    5. Маша Светина живёт по соседству с Машей Ольгиной.
    Т.к. такое распределение по росту возможно только при условии двух девочек по имени Маша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
      А можно увидеть первоначальную задачу?
      Вы сказали, что "немного переделала, чтобы ответ не искался в поисковике".

      Удалить
    2. Вася выше Пети. Петя выше Вани. Кирилл ниже Вани, но выше Васи. В каком случае это возможно?
      1. Ваня Сергеев дружит с Петей Ивановым.
      2. У Пети есть собака, а у Вани – кошка.
      3. Вася Иванов живёт по соседству с Васей Петровым.
      4. Все мальчики ходят в школу.
      5. Кирилл Сергеев – это брат Вани Сергеева.

      Как видите, смысл не поменялся))))) Добавлено лишнее, которое просто отсекается

      Удалить
    3. Вот, о чем я говорила: вопрос не совсем корректный.
      "В каком случае это возможно" - и даётся пять вариантов ответа, из которых все варианты возможны.
      Вопрос должен звучать: "В каком случае выполняются все условия задачи".

      Удалить
  17. Анонимный29 июля, 2022 06:51

    Ну вот, зашла узнать отгадку. Как я и предполагала, не могло быть так с Машей, именно на ней я застопорилась.
    За минуту решить нереально, это факт.
    Марина, Москва.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, а оказывается, всему виной внимательность- надо только вчитаться в ответ и понять, что Маш -то ДВЕ! И сразу картинка по росту сложится!
      Да, согласна, за минуту нереально....
      Именно этот ответ засчитали детям как правильный.

      Удалить
  18. Анонимный30 июля, 2022 08:00

    Лилия Павловна, какой замечательный материал! Знаете, мне кажется, его должны увидеть не только читатели Вашего блога и Ваши подписчики. Его надо двигать на общее обозрение. Ведь это поможет огромному количеству педагогов задуматься: а как у меня с читательской грамотностью? Взглянуть на себя со стороны, да и вообще, понять важность вопроса.
    Для себя нашла полезные рекомендации. Например, выделять для чтения 15 минут в день. Часто откладываю в долгий ящик, так как очень увлекающаяся натура и могу "нырнуть с головой". А вот образовательную литературу надо внедрять в мою жизнь именно таким образом. Спасибо Наталье Викторовне за напоминание. Почерпнула полезные способы повышения читательской грамотности из таблички ответов. Надо внедрять в школы, хотя бы изредка проводить подобные мероприятия.
    Статьи, подобные Вашей, помогают взглянуть на вопрос под разными углами. Я, например, даже не рассматривала вариант: все успеть. А ведь действительно - это одна из самых очевидных причин часто задаваемых одинаковых вопросов. Гораздо быстрее и экономичнее получить ответ на свой вопрос от человека, которому это не составит труда, чем тратить время и силы на поиск нужной информации. Ведь очень часто современному педагогу необходимо ещё вчера сделать кучу дел. Согласна, что некоторые перебарщивает или просто не хотят напрягаться.
    Поддерживаю и мнение Ирины Куничкиной, что информация, спускаемся к исполнению, должна быть четкой и однозначной. А отчёты по максимуму представлены в табличной форме.
    Спасибо за Ваш бесценный материал и кропотливую работу, Лилия Павловна!
    Ответ на задачу узнала из комментария. Хотела выбрать последний вариант. Поэтому пошла работать надсвоей читательской грамотностью😊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Очень жаль, что Вы не подписали- не знаю автора столь развернутого и полного отклика-рассуждения....
      Спасибо! Знаете, для меня тоже совет о минимуме времени в день актуален, а то ловлю себя на том, что или взахлёб и часами, или никак.....

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^