Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

суббота, 10 мая 2014 г.

Климат Краснодарского края: от теории к практике

Особое место в начальном курсе географии (6 класс) занимают практические работы. Именно они позволяют не только закрепить новый материал и выполнить предусмотренную программой практическую часть, но и особым образом заинтересовать ребят географией, можно даже сказать, "влюбить" в науку и показать весь широкий спектр возможного применения полученных на уроках и дома знаний...
1. Теория
Краснодарский край не зря называют "жемчужиной" России - помимо того, что он омывается двумя тёплыми южными морями, он ещё и очень разнообразен: от плавней и рисовых чеков на западе, степных равнин на севере до высочайших гор (а мы помним, что высокими горы считают в диапазоне от 2000 до 5000м, а высочайшими - более 5000м) на юге...

Давайте вспомним особенности климата Краснодарского края, которым были посвящены практические работы моих шестиклассников на праздничной первомайской неделе.

Скан одной из карт Атласа Краснодарского края
(1995 г.в., после атласы Краснодарского края не выпускались!)

Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северную равнинную и южную горную. Равнинная зона - Прикубанская низменность - занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.
Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий.
Климат Краснодарского края формируется под воздействием теплого Черного и практически не замерзающего Азовского морей, отличается большим разнообразием:
от холодного климата высокогорий к умеренно-континентальному климату Прикубанской низменности и лесных предгорий
до субтропического климата Черноморского побережья Кавказа (южнее Туапсе).
Средняя температура января на равнинной части края = -3... -5°С, июля=+22...+24°С.
По разным данным, среднегодовая температура на западе края (Таманский полуостров) составляет  +11,9°С, а на тех же широтах на востоке - около  +9,5°С.
Температура воздуха имеет резко выраженный годовой ход, среднегодовая температура в городе Краснодаре составляет +10,8°С.
Годовое количество осадков колеблется в значительных пределах: от 350 мм на Таманском полуострове, 500 мм на правобережье Кубани, до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Большого Кавказского хребта.
Преобладающими ветрами являются ветры с восточной составляющей, которые в весенне-летний период носят суховейный характер. Иногда их усиление приводит к возникновению катастрофических пыльных ("черных") бурь на равнинной территории края.


2. Практика

Но всё это - обобщение информации о Краснодарском крае, было потом, когда ребята представляли одноклассникам свои творческие работы...
Суть работы заключалась в том, что с одной стороны листа дети должны были нарисовать одну и ту же местность во время разных сезонов года. Особо я уточнила, что это должна быть кубанская местность и кубанские времена года... Тот, кто внимательно слушал, отметил это условие и при изображении зимы не делал огромных снежных сугробов (согласитесь, такие зимы для Краснодарского края не совсем характерны), изображая типичные кубанские ландшафты... Жаль, конечно, что не все вспомнили потом этот нюанс при выполнении работы...
А с другой стороны листа дети писали свои выводы об особенностях климата края, разделив их на сезоны. Именно эти выводы они потом и представляли всему классу. 
А ещё в работе нужно было изобразить самую яркую особенность нашего края в центре листа. Что это могло быть - я не сказала, лишь попросила сделать этот "символ" ярким и похожим на оригинал. 
Конечно, на первом месте были карты нашего края... Куда уж "особеннее")))))
Не забыли и про герб:
Потом - солнечные подсолнухи...


Просила детей делать работы самостоятельно, не привлекая родителей к выполнению первой стороны... Но дети, которые занимаются в художественных школах, сдавали не просто работы, а словно маленькие картины:
Конечно, не забыли ребята и про пшеницу-кормилицу:
Эта работа покорила точным указанием того, "кто в домике живёт":
А эта - особо ярким летом ("буйство красок"):
Конечно, большинство ребят, подготовивших свои работы, получили "5" и "4"! У каждой работы была совершенно неповторимая индивидуальность... Как потом признавались дети, было сложно всё выполнить самим, и тогда на помощь приходили родители. А всегда любознательный И. сказал, что мама и папа долго искали в интернете готовый вариант, чтобы не придумывать самим, но не нашли.... А потому работу делали сообща и всё время (цитирую И.) "удивлялись, что не всё можно найти в интернете, что есть ещё учителя, которые сами придумывают детям задания".
Честно говоря, посчитала эти слова наивысшей похвалой!..

Коллеги, а Вы как считаете? 
Поделитесь, что бы Вы подумали, 
если бы и Вам такое сказали?


Спрашиваю, а почему-то кажется, что Вам это уже не раз говорили на самом деле! )))))

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Комментарий оставлю не содержательный, но восхищенный! Когда я впервые увидела у Вас в блоге вот такие вот творческие задания - была приятна поражена таким подходом в школе, но когда видела, что это применяется ещё и системно, то... побольше таких учителей, заставляющих именно творчески думать!!! Да, и чудесно, что в интернете всё же не на всё можно найти ответы - есть куда мысль и действие направить. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
      Спасибо! Очень люблю я творческие практические работы именно за итоговую непохожесть результата... Ведь так мы ещё раз приходим к выводу, что может не быть единственно верного ответа-картинки, что правильный ответ может быть многолик, но состоять из обязательных компонентов....
      И я тоже всегда рада, что хоть чего-то готового нет в интернете ;) Ведь и потрудиться-то нужно! Главное, что и большинству ребят нравятся такие работы. Хотя мы, как и положено, и контурные карты заполняем по заданиям... И на вопросы в учебнике отвечаем...
      Я рада, что получилось в этом году показать большую часть практических работ, которые мы выполняем в 6 - 7 классах. Осталась ещё одна. А то как обычно бывало - пока соберёшься что-то опубликовать-связать воедино, так уже и следующая работа на подходе, вот и публиковала посты о работах эпизодически...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Уже давно наблюдаю за Вашей системой, и удивляюсь (в который раз) креативности и методичности Вашей работы. Тут же появляются кое-какие идеи))) А слова, сказанные родителями, для меня лично были бы наивысшей похвалой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Я очень рада, что наши творческие практические работы наталкивают на идеи! Я тоже так считаю - высокая похвала и одобрение! ;) Что поделать - надо и потрудиться...

      Удалить
  3. Очень интересное задание, Лилия Павловна! Уверена, изученная тема не забудется ребятами и после окончания школы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья Александровна!
      Вы правы, и ведь не просто в общем (в обобщении) что-то изучаем, а свой родной край... Что может быть нужнее?

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^