Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

суббота, 14 сентября 2019 г.

Новшества и сложности ОГЭ-2020 по географии, или Записки неравнодушного учителя...


Материал адресован учителям географии, 
учащимся 9-х классов и их родителям.
Казалось бы, ещё столько времени до сдачи девятиклассниками ОГЭ летом 2020 года... Но как показывает опыт, чем раньше ученик (и учитель!) начинает готовиться к сдаче экзамена, тем лучше результат и спокойнее сама атмосфера подготовки.
Кто-то скажет, что сегодняшним девятиклассникам немножко не повезло - именно в этом учебном году серьёзно поменялась структура ОГЭ по всем предметам, но если быть уж совсем честными, то об этих изменениях мы были предупреждены заранее, к ним готовились, о них нам говорили на курсах повышения квалификации и семинарах. Можно быть согласными с ними или нет, но это ничего не изменит - ОГЭ-2020 будет качественно отличаться от ОГЭ прошлых лет.
В чём суть изменений в географии? Будут ли новые задания? Изменится ли шкала оценивания? Попробуем разобраться в этом вместе...

Этим летом в моём блоге была опубликована статья, посвящённая перспективному варианту ОГЭ, который ожидает наших школьников в будущем:
"Перспективный вариант КИМов ОГЭ по географии, или Сахарные кристаллы, Греция как часть России и другие "перлы" ОГЭ-2019 по географии".
Кстати, очень полезным при подготовке к ОГЭ-2020 будет обратить внимание и на "перлы" ответов учащихся:
-- год 2011,
-- год 2013,
-- 2016 год также был богат на "перлы": часть 1 и часть 2,
-- 2018 год. 
Там есть и примеры заданий, что важно. Некоторые рекомендации к сдаче ОГЭ по географии можно посмотреть и тут.

Но в августе 2019 года на сайте ФИПИ была опубликована демоверсия заданий ОГЭ-2020, в которой прослеживаются новые задания и явное усложнение заданий прошлых лет.

СКАЧАТЬ демоверсию ОГЭ-2020

Предлагаю рассмотреть эту демоверсию повнимательнее, ведь именно по ней и будут выстроены задания для ребят в 2019-2020 учебном году!

Немного сравнений:

Вид ответа учащегося
ОГЭ-2019
(было раньше)
ОГЭ-2020
(будет в этом году)
Перспект. ОГЭ
(будет потом)
Выбор одного ответа из 4
17
8
6
Число, символ, словосочетание, последовательность цифр
10
19
19
Полный развёрнутый ответ
3
3
3
Построить график
-
-
1
Всего вопросов
30
30
29

Попробуем сравнить задания ОГЭ-2019 и ОГЭ-2020:


№ вопроса
в ОГЭ-2020
Соответствие  вопросу в ОГЭ-2019
1.
1
2.
2 усложнённый
3.
4 усложнённый 
4.
6
5.
10
6.
11
7.
14
8.
26
9.
18
10.
19
11.
21
12.
20
13.
16
14.
3 усложненный
15.
12 усложненный
16.
28
17.
29
18.
27
19.
24
20.
25
21.
13 усложнённый
22.
8
23.
9
24.
7 усложненный
25.
17 
26.
5 усложнённый
27.
Новый
28.
Новый
29.
Новый
30.
30


И из этого следует несколько важных выводов:
-- для подготовки к ответам на большую часть заданий можно использовать материалы прошлых лет,
-- привычные нам из ОГЭ-2019 вопросы №№ 2, 3, 4, 5, 7, 12, 13 усложнены - вместо выбора одного ответа из 4 теперь предполагается выбрать несколько вариантов или написать свой вариант ответа, 
-- вопросы №№ 15, 22-23 исключены.
-- появилось три (27-29) совершенно новых вопроса! В совокупности чем-то они напоминают исключённый вопрос №15. Вот интересно, раз вопросы новые, будут ли они представлены в сборниках по подготовке?
-- и что совсем удивительно - работа не просто усложнена, а... очень усложнена, ведь при выборе нескольких вариантов будет засчитываться только идеально верный ответ! А "несколько" - это может и 2, и 3, и 4! Хорошо, если будет уточнение, сколько правильных ответов нужно выбрать. И таких вопросов много....

Как и прежде, ребятам разрешается пользоваться на экзамене непрограммируемым калькулятором, линейкой и тремя атласами - за 7,8 и 9 классы. И вот тут скрывается одна из важных проблем в сдаче ОГЭ по географии, по крайней мере у нас, в Краснодаре! Можно было об этом и промолчать, но... Дело в том, что эти калькуляторы, линейки и атласы сдаются в пункт проведения экзамена заранее, а на ППЭ они В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ раскладываются детям на столы! И получается, что ребёнок, который несколько лет занимался по атласам одного издательства, готовился по ним к ОГЭ, может получить на экзамене атласы другого издательства, при использовании которых он очень много времени потратит на то, чтобы сориентироваться в поиске, нужном расположении карт, в их названиях. Возможно, кто-то возразит, мол, надо учить ребёнка ориентироваться по картам, по смыслу... Я согласна!))))) Но тогда получается, при подготовке к ОГЭ ему что, покупать ВСЕ возможные варианты атласов?))))) Возможно, кто-то добрый скажет, что надо раскладывать атласы по школам - мол, какая школа какие сдала атласы, таким ребятам и положить на парты. Прекрасное предложение! Поддерживаю всеми руками! Но вот вопрос - а кто и когда будет это делать, если рассадка детей становится известна в день экзамена!?
Ладно, сориентировался в картах, научил этому хороший учитель географии, но тут может подстерегать другая беда - год выпуска атласа может быть ну оооочень "лохматым"! И тут я знаю, что говорю - в 2015 году моя гимназия была пунктом проведения ОГЭ по географии, а я была классным руководителем 9 класса, мы вместе с администрацией гимназии и учащимися 9-х классов раскладывали по 20 кабинетам атласы, собранные примерно с 45 школ! Закончился экзамен, собрали атласы, начали раскладывать по коробкам школ на возврат - и вот тут у меня начали глаза на лоб вылазить случилось удивление: встретился атлас 1991 года выпуска, где наша страна гордо именовалась СССР! Огромное количество атласов было непозволительного для ОГЭ года выпуска - до 2008 года! Мало того, что в 2015 году был уже #Крым_наш, так и сколько всего поменялось в стране за эти годы, информация на картах не соответствовала действительности. Особенно заметно это было с городами-миллионерами и центрами промышленного производства.
Есть ли выход из этой ситуации? Да, есть. Я бы предложила так же собирать атласы до экзамена в ППЭ, просматривать их на отсутствие шпаргалок и раздавать детям в день экзамена те атласы, к которым они привыкли. Принёс атлас СССР- по нему и готовься! Или как вариант - приходить на экзамен со своими атласами, которые бы проверялись организаторами в аудиториях. А иначе получается какая-то рулетка: после экзамена дети жалуются на то, что им достались не те атласы, в которых не было нужной карты, атласы старые....

Интересен вопрос о шкале оценивания, какой она будет? Но мы пока можем только предполагать... Но понимать, что даже если она останется примерно прежней, успеваемость заметно снизится (помним ведь про новые вопросы, про выбор нескольких вариантов)...
На сайте ФИПИ чуть ниже демоверсий по всем предметам опубликован
 ПРОЕКТ 
рекомендаций по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2020 году основного государственного экзамена (ОГЭ):

Как готовиться к ОГЭ-2020?
Я бы предложила сначала повторить материал 5-7 классов по тем учебникам, по которым учились дети, выписывая основные тезисы в специально заведённую тетрадь для подготовки к ОГЭ. Ведь основу ОГЭ составляют вопросы, которые посвящены умениям,закладываемым несколько лет назад! Как повторять? Просто пересказывать маме параграфы. Запутался - иди читай ещё раз. Считаю, что это необходимый минимум, без этого никак. И только потом можно приступать к повторению материала 8 класса по тетрадям и по учебнику. И в этом могут и должны помогать учащимся их родители!
Только после повтора изученного в 5-8 классах (изучая на уроках материал 9 класса) можно приступать к прорешиванию вариантов ОГЭ, тестов... Но обязательно обращать внимание на вопросы, вызвавшие затруднения и ошибки, выписывать их в тетрадь для подготовки. И только потом на первый план выступают консультации к ОГЭ, которые проводит школьный учитель географии. Учитель не должен на консультациях натаскивать на вопросы, не должен восстанавливать пробелы за несколько лет - когда на консультации присутствует пара-тройка десятков учеников, это просто не реально,...
Я бы не советовала сразу бросаться покупать сборники тестов с подготовкой к ОГЭ: во-первых, по вышеописанным причинам, а во-вторых, по отсутствию многих типов заданий, ведь в Открытом банке заданий ОГЭ  на сайте ФИПИ они появятся только в январе 2020 года.

Но вот на этот сборник по подготовке к ОГЭ-2020, который скоро ожидается в продаже, стоит обратить внимание:
Его автор - Анна Борисовна Эртель, знакомая нам по встрече с учителями Краснодара: "Встреча с автором методических пособий по географии А.Б. Эртель, или Методический семинар в школе-новостройке".

В этом учебном году у меня неожиданная радость - вместо всех 9-х классов, только один.... Надеюсь, сил и времени хватит на всё!)))))
Конечно же, до ОГЭ ещё далеко, но уже известны предположительные сроки его проведения:
география будет сдаваться 29 мая и 5 июня... Но это пока предварительно, идёт обсуждение сроков.

И хочется пожелать всем участникам ОГЭ-2020 терпения, качественной и своевременной подготовки, необходимой квалифицированной помощи и удачи на самом экзамене! География - очень интересная наука, но как и ко всем экзаменами, и к географии нужно готовиться...


P.S.
Конечно же, я отправлю ссылку на данный пост в группу учителей географии города, группу географов-тьюторов Краснодарского края, группу родителей 9 класса, в котором я работаю в этом году.... Очень хочу услышать вас - а что Вы думаете об изменениях в ОГЭ по географии в этом году?

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за советы, разъяснения . Очень все подробно. С дочкой в следующем году тоже будем сдавать географию.
    А вот как у нас с атласами дела, надо уточнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Вопрос с атласами всецело остаётся на совести тех, кто организовывает ОГЭ и прописывает регламенты! Обидно бывает слышать после экзамена, что ребёнка лишили права воспользоваться тем атласом, к работе с которым он привык!
      Ого,уже 9 класс будет, мне казалось, ещё таааак далеко!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Лилия Павловна!
    География в нашем городе после обществознания самый популярный предмет. Ну вот так сложилось, что дети думают, что сдать можно эти предметы с полпинка. Готовиться, безусловно, нужно.
    Усложняется материал. Только я восклицаю: "Кому это надо? Почему не дадут девятиклассникам не в таких жёстких условиях сдавать экзамен?"
    За два-три дня до экзамена мы тоже везём на пункт, где будут сдавать наши дети не только атласы, но и линейки (вот уж бред). Когда работала замом и отвечала за подготовку пункта, то старались разложить атласы хотя бы по школам. Рассадку с утра знали, поэтому организаторы в аудиториях быстро справлялись с этой работой. Всё же стресса меньше.
    Согласна полностью: должна быть оговорена дата выпуска атласов. Это как с орфографическими словарями получается у нас: есть дети, кто покупает новый словарь, а достаётся старый, библиотечный, 80-го года выпуска. Обидно детям до слёз. Стресс опять же. Стараемся всегда успокоить.
    Готовим и готовимся ))
    P.S. У меня в этом году два 11-х класса ))
    Радует, что география (после двух уроков) Лизе понравилась. Может, так и останется?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      География и у нас в крае, и по всей стране в итоге на втором месте по выбору после обществознания. И если учесть, что выбирают детишки сами, то кроме как любовью к предмету и доверием учителям и объяснить нельзя, ведь остальные предметы чаще выбирают по "нужности", с расчётом на сдачу ЕГЭ в будущем.
      Вот вроде бы при чтении пояснительных и сопроводительных бумаг к ОГЭ-2020 я понимаю, почему меняется структура, но... Реально ведь будет не просто сложнее, а очень сложнее! Я не зря в предыдущем посте собрала "всякие" фразы о географическом лете нынешних десятиклассников, ведь там столько сказано про ОГЭ...
      Ольга Николаевна, атласы - наш больной вопрос! Но вот почему-то в нашем городе прям тишина про это, жаловаться не принято... А ведь реально дети не добирают баллы из-за атласов! Хорошо, если организаторы на ППЭ опытные и неравнодушные, да и грамотные - понимают, что лучше для выпускника, что привычнее и что правильнее! Вот бы так было всегда и везде!!!
      Вы совершенно правильно привели пример с орфографическими словарями - то же самое происходит, остаётся только руки разводить и сетовать, как же такое может произойти, как зам.директора школ отдают некачественный вспомогательный материал на ППЭ!
      Ольга Николаевна, география - она такая интересная, это хорошо, что понравилась!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте.Лилия Павловна, я ждала эту публикацию! Каждый год желающих сдавать ОГЭ по географии увеличивается,конечно в списках хотелось бы видеть другие фамилии учащихся,но... выбор сделан((Поэтому изменения в КИМах ждала с ужасом. Конечно, изменения ожидаемы,неизбежны и создают трудности, особенно задания с несколькими вариантами ответов (думаю, здесь будет проблема), будем надеяться, что уточнение будет по поводу количества верных ответов.В целом,вполне приемлемо, я ожидала худшего. Атласы ребята подписывают и сдают за день до экзамена на проверку. А в день экзамена каждый учащийся получает свой комплект ( у нас город маленький, всего 5 школ), поэтому такой проблемы нет.Спасибо, за материал, подробный анализ изменений в КИМ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья!
      Огромное спасибо Вам за отклик, очень хотелось бы диалога не только в закрытой группе вацап, но и тут!)))
      Как же Вы правы про списки... К сожалению, к величайшему сожалению всё происходит именно так! А какой учитель не хочет, чтобы его предмет на ОГЭ сдавали исключительно отличники и хорошисты???? География же, по мнению большинства наших же коллег, и не предмет вообще, так легкотня, которую ученики сдадут обязательно! К сожалению, такой настрой классных руководителей передаётся и ребятам, а мы получаем то, что получаем - и двойки за экзамен, и прогулы консультаций....
      Как же славно, когда дети получают свои же атласы, а вот линейки могут быть и общими, всякими, как и калькуляторы!)))) Вам повезло, пять школ - это отлично! Наши ребята в прошлом году ехали в одну из отдалённых пригородных школ на другой конец города через все краснодарские пробки, благо, что родители автобус наняли...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Всё усложняется и усложняется экзамен! И не только по географии. Сложно будет в этом году и педагогам, и ученикам. А с атласами везде проблемы. Там где на ППЭ заботятся о детям, там и стараются дать атласы той школы из которой ученики, а где всё равно организаторам (к большому сожалению), там, конечно, у учеников еще какой стресс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Уверена, усложнение/изменение структуры КИМов ОГЭ повлечёт через год-два и изменения в заданиях ЕГЭ...
      Ох, нельзя так говорить, но... раз не только у нас такие проблемы с атласами, быть может, если об этом не молчать, а называть вещи своими именами, нас услышат и наверху? Да и примут поправки в пользу учеников! Мечтательница я? Возможно, но а вдруг?!?!?!?!

      Удалить
  5. Сюрпризы ждут школьников по всем предметам. Терпения при подготовке к ОГЭ желаю всем нам. В первую очередь,успех ребенка - это огромный труд учителя (направляющая и координирующая сила). А детям нужно суметь все в себя впитать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Новшества уже указаны на сайте ФИПИ отельной справкой по всем предметам... Нам, учителям, осталось только разложить их в своих головах "по полочкам", а потом внести коррективы при подготовке к ОГЭ... Конечно, большая заслуга в результатах есть и родителей, но к сожалению, далеко не всегда... Надеюсь, в этом году ребята будут хорошо подготовлены и не сдавших будет мало или вообще не будет, но... это будет ОЧЕНЬ сложно!

      Удалить
  6. Нина Николаевна .17 сентября, 2019 22:34

    Добрый вечер,Лилия Павловна!Благодарю за информацию!!! Очень интересно.Надеюсь на положительный результат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина Николаевна!
      Рада видеть-слышать Вас в блоге! Самое главное для нас, учителей, быть в курсе новшеств и изменений!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^