Мне кажется очень точной эта авторская метафора, что в профессиональном "ожерелье" каждого учителя обязательно найдутся не только бриллианты, рубины и сапфиры - достижения наших учеников, но и "жемчужины", или перлы, ответов детей. Идут годы, меняются люди, но каждый год добавляет в наше общее "ожерелье" свои "чёрные жемчужины"... Почему общее - да просто проверяются работы детей экспертами анонимно!
А потом коллеги щедро делятся увиденным "для блога", ведь помимо улыбок, а то и громкого хохота, такие вот "ляпы" несут в себе мощный потенциал при работе над ошибками и во время подготовки к экзамену по географии...
Итак, "урожай"-2019 собран!
Этот год был особенным - в последний раз ребята сдавали экзамен по уже "обкатанным" 30 вопросам, по сути, с 2011 года практически ничего и не менялось! А вот 2020 год принесёт множество изменений в структуре заданий ОГЭ. Об этом многие учителя географии города впервые задумались этой весной после встречи с Анной Борисовной Эртель, которая подробным образом осветила изменения в структуре ОГЭ-2020: "Встреча с автором методических пособий по географии А.Б. Эртель, или Методический семинар в школе-новостройке".
Итак, открываем сайт ФИПИ и смотрим перспективную модель измерительных материалов для ГИА по программам ООО (демонстрационный вариант):
Для собственного удобства я сделала вот такую табличку:
И из этого следует несколько важных выводов:
-- для подготовки к ответам на большую часть заданий можно использовать материалы прошлых лет,
-- привычные нам из ОГЭ-2019 вопросы №№ 2, 4, 5, 9, 12, 13 усложнены - вместо выбора одного ответа из 4 теперь предполагается выбрать несколько вариантов из 5 или написать свой вариант ответа,
-- вопросы №№ 16, 21, 22, 23, 27 исключены, а жаль... как мы научились хорошо составлять математические пропорции, работать с профилями рельефа, климатограммами....
-- появилось четыре совершенно новых вопроса! Вот интересно, раз вопросы новые, будут ли они представлены сборниках?
-- и что совсем удивительно - работа не просто усложнена, а... очень усложнена, ведь при выборе нескольких вариантов из 5 будет засчитываться только идеально верный ответ! А "несколько" - это и 2, и 3, и 4 из 5! И таких вопросов много....
Немного сравнений:
Но это всё нас ожидает в будущем... Возможны и изменения, так что будем ждать новости на сайте ФИПИ в августе! Думаю, изменения коснутся не только заданий по географии!
В августе появился вот такой проект КИМов ОГЭ-2020: скачать
Как мы видим, не всё новшества перспективного ОГЭ вот так сразу воплощены уже в 2020 году!!!
А пока давайте вспомним "перлы" прошлых лет:
- год 2011,
-- год 2013,
-- 2016 год также был богат на "перлы": часть 1 и часть 2,
-- 2018 год.
Итак, год 2019 и его "чёрные жемчужины"!
1. Коротенький текст рассказывал, что на юге Греции произошло мощное землетрясение, а школьникам нужно было ответить на вопрос, почему в Греции часто происходят землетрясения?
Правильный ответ должен был содержать слова о том, что Греция находится на стыке литосферных плит, но были получены и такие ответы:
-- Греция - старый город, там могут постоянно подогреваться подземные толчки (город????? и что там всё "подогревает"??);
-- Греция находится на юге России, где жарко, а значит, над землёй давление понижается, а под землёй наоборот повышается (мило - у нас новый регион??? визы и загранпаспорта в Грецию больше не нужны?? А про изменение давления вообще всё странно...);
-- в Греции часто происходят землетрясения, т.к. рядом находится Балтийское море (рядом??? и как это связано???).
2. В одном из вариантов текст задания был посвящён одной из самых сухих пустынь мира - Намиб, где среднегодовое количество осадков не превышает 15 мм, а в истории метеонаблюдений был период, когда в течение 20 лет здесь не выпадало ни единой капли дождя. Необходимо было объяснить, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб.
Правильный ответ должен был содержать две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, и преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Ответы детей:
-- отсутствие осадков в пустыне Намиб связано со стыком литосферных плит (слышал звон, но не про тот вопрос он....);
-- там нет садов и плантаций тростника, а значит и дожди не нужны (странная причинно-следственная связь....).
3. А ещё было задание, посвящённое сходу оползней. В тексте рассказывалось, что в нескольких регионах Перу дожди продолжались несколько недель, что вызвало выход из берегов рек, наводнения и сход оползней. Ребята должны были объяснить, почему проливные дожди могли стать причиной оползней.
В правильном ответе должны были обязательно упомянуты две главные причины - увеличение веса водопроницаемых горных пород и образование водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя, но был и такой ответ:
-- в Перу находятся вулканы, а оползням не выгодно там находиться, они и перебрались в Куско, поэтому важный город Мачу-Пикчу не пострадал - оползни не успели до туда добраться. Или там не было дождей, чтобы оползни могли там обитать (оползни, они живые?? почему не смогли добраться - транспорт сломался?? не дошли?? как именно они обитают где-то??? а вообще - не спутаны ли оползни с птичками поползнями??)
1. Наш традиционный вопрос о школьниках, которые выбирают один из трёх выделенных на карте участков для катания на санках.
Правильный ответ должен был помимо указания номера участка содержать два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, определяющие характер поверхности. Вот эти-то обоснования и.... заинтересовали:
-- там будет лес, будет меньше людей и намного удобней кататься на санках (в лесу???);
-- там рядом родник, а зимой вода в роднике застынет и будет отличный каток (вот уж где находчивость, а мы про склоны да отсутствие препятствий хотим услышать...);
-- никакой, кататься на санках травмоопасно ( ну да, безопасность - это важно, но.... вопрос был не об этом!).
2. Вторая вариация любимейшего вопроса была направлена на выбор места для игры в футбол.
В правильном ответе должны были содержаться слова о необходимости выбора ровного участка и без препятствий, на лугу:
-- здесь удобно играть, т.к. ребята никуда не упадут и мяч далеко не укатится ( напомню, возраст авторов пояснений - не 10 лет, а 15-16...);
-- этот участок расположен на лугу, поэтому футболисты смогут пинать мяч по мягкой траве, а рядом есть сад и участники команды смогут подкрепиться фруктами (вот так - пинать мяч, подкрепляясь фруктами...);
-- рядом с этим участком есть фруктовый сад и поле будет накрыто тенью (вот даже не могу представить высоту деревьев и размер поля, чтобы такое получилось!).
Небольшой текст рассказывал о развитии свёклосахарного производства на Юге России. Учащиеся должны были указать, какая особенность сельского хозяйства способствовала размещению большого количества сахарных заводов на Юге.
Правильный ответ подразумевал развитое производство (выращивание) сахарной свёклы в указанных субъектах, но ответы иногда напоминали... сказку:
-- этой особенностью являются пИщеры сахарных кристаллов на территории РФ (вау, осталось их только найти, а то люди мучаются, поля засаживают, а тут ррраз - и знай себе, мешками из "пищеры" выноси!);
-- из сахарных свёкол наисложнейшими способами получают сахар (вот уж повезло "свёклам"!);
-- в этих районах добывается сахарная свекла (стесняюсь спросить, а как именно добывается - экскаваторами???);
-- было бы хорошо, если бы сахарные заводы находились рядом с реками, где выращивают сахарный тростник (вот тростник, а не свёкла, и всё!!!).
Пожалуй, на этом можно поставить точку (или многоточие?) и поблагодарить коллег, которые щедро делились со мною этими "перлами"! Уверена, вдумчивые учителя географии обязательно проведут работу над ошибками и .... будут готовы к ОГЭ по-новому уже в следующем учебном году!
P.S. До отпуска остаётся ещё чуть более двух недель...
А потом коллеги щедро делятся увиденным "для блога", ведь помимо улыбок, а то и громкого хохота, такие вот "ляпы" несут в себе мощный потенциал при работе над ошибками и во время подготовки к экзамену по географии...
Итак, "урожай"-2019 собран!
Этот год был особенным - в последний раз ребята сдавали экзамен по уже "обкатанным" 30 вопросам, по сути, с 2011 года практически ничего и не менялось! А вот 2020 год принесёт множество изменений в структуре заданий ОГЭ. Об этом многие учителя географии города впервые задумались этой весной после встречи с Анной Борисовной Эртель, которая подробным образом осветила изменения в структуре ОГЭ-2020: "Встреча с автором методических пособий по географии А.Б. Эртель, или Методический семинар в школе-новостройке".
Итак, открываем сайт ФИПИ и смотрим перспективную модель измерительных материалов для ГИА по программам ООО (демонстрационный вариант):
Для собственного удобства я сделала вот такую табличку:
№ вопроса
в перспективе
ОГЭ |
Соответствие вопросу в ОГЭ
2015-2019
|
1.
|
1
|
2.
|
2
усложнённый
|
3.
|
3
|
4.
|
6
|
5.
|
10
|
6.
|
11
|
7.
|
14
|
8.
|
26
|
9.
|
18
|
10.
|
19
|
11.
|
Новый
|
12.
|
20
|
13.
|
Новый
|
14.
|
4
усложненный
|
15.
|
12
усложненный
|
16.
|
28
|
17.
|
29
|
18.
|
24
|
19.
|
25
|
20.
|
13
усложненный
|
21.
|
7
|
22.
|
8
|
23.
|
9
усложненный
|
24.
|
17
|
25.
|
5
усложненный
|
26.
|
Новый
|
27.
|
Новый
|
28.
|
Примерно
15
|
29.
|
30
|
И из этого следует несколько важных выводов:
-- для подготовки к ответам на большую часть заданий можно использовать материалы прошлых лет,
-- привычные нам из ОГЭ-2019 вопросы №№ 2, 4, 5, 9, 12, 13 усложнены - вместо выбора одного ответа из 4 теперь предполагается выбрать несколько вариантов из 5 или написать свой вариант ответа,
-- вопросы №№ 16, 21, 22, 23, 27 исключены, а жаль... как мы научились хорошо составлять математические пропорции, работать с профилями рельефа, климатограммами....
-- появилось четыре совершенно новых вопроса! Вот интересно, раз вопросы новые, будут ли они представлены сборниках?
-- и что совсем удивительно - работа не просто усложнена, а... очень усложнена, ведь при выборе нескольких вариантов из 5 будет засчитываться только идеально верный ответ! А "несколько" - это и 2, и 3, и 4 из 5! И таких вопросов много....
Немного сравнений:
Вид ответа
учащегося
|
ОГЭ-2019
|
Перспектива ОГЭ
|
Выбор одного
ответа из 4
|
17
|
6
|
Число, символ,
словосочетание, последовательность цифр
|
10
|
19
|
Полный развёрнутый
ответ
|
3
|
3
|
Построить график
|
-
|
1
|
Всего вопросов
|
30
|
29
|
Но это всё нас ожидает в будущем... Возможны и изменения, так что будем ждать новости на сайте ФИПИ в августе! Думаю, изменения коснутся не только заданий по географии!
В августе появился вот такой проект КИМов ОГЭ-2020: скачать
Как мы видим, не всё новшества перспективного ОГЭ вот так сразу воплощены уже в 2020 году!!!
А пока давайте вспомним "перлы" прошлых лет:
- год 2011,
-- год 2013,
-- 2016 год также был богат на "перлы": часть 1 и часть 2,
-- 2018 год.
Вопрос №15:
1. Коротенький текст рассказывал, что на юге Греции произошло мощное землетрясение, а школьникам нужно было ответить на вопрос, почему в Греции часто происходят землетрясения?
Правильный ответ должен был содержать слова о том, что Греция находится на стыке литосферных плит, но были получены и такие ответы:
-- Греция - старый город, там могут постоянно подогреваться подземные толчки (город????? и что там всё "подогревает"??);
-- Греция находится на юге России, где жарко, а значит, над землёй давление понижается, а под землёй наоборот повышается (мило - у нас новый регион??? визы и загранпаспорта в Грецию больше не нужны?? А про изменение давления вообще всё странно...);
-- в Греции часто происходят землетрясения, т.к. рядом находится Балтийское море (рядом??? и как это связано???).
2. В одном из вариантов текст задания был посвящён одной из самых сухих пустынь мира - Намиб, где среднегодовое количество осадков не превышает 15 мм, а в истории метеонаблюдений был период, когда в течение 20 лет здесь не выпадало ни единой капли дождя. Необходимо было объяснить, с чем связано почти полное отсутствие атмосферных осадков в пустыне Намиб.
Правильный ответ должен был содержать две причины, препятствующие образованию дождей: холодное океаническое течение, проходящее у берегов материка, и преобладающее в течение года высокое атмосферное давление. Ответы детей:
-- отсутствие осадков в пустыне Намиб связано со стыком литосферных плит (слышал звон, но не про тот вопрос он....);
-- там нет садов и плантаций тростника, а значит и дожди не нужны (странная причинно-следственная связь....).
3. А ещё было задание, посвящённое сходу оползней. В тексте рассказывалось, что в нескольких регионах Перу дожди продолжались несколько недель, что вызвало выход из берегов рек, наводнения и сход оползней. Ребята должны были объяснить, почему проливные дожди могли стать причиной оползней.
В правильном ответе должны были обязательно упомянуты две главные причины - увеличение веса водопроницаемых горных пород и образование водоносного горизонта на поверхности первого водоупорного слоя, но был и такой ответ:
-- в Перу находятся вулканы, а оползням не выгодно там находиться, они и перебрались в Куско, поэтому важный город Мачу-Пикчу не пострадал - оползни не успели до туда добраться. Или там не было дождей, чтобы оползни могли там обитать (оползни, они живые?? почему не смогли добраться - транспорт сломался?? не дошли?? как именно они обитают где-то??? а вообще - не спутаны ли оползни с птичками поползнями??)
Вопрос № 20:
1. Наш традиционный вопрос о школьниках, которые выбирают один из трёх выделенных на карте участков для катания на санках.
Правильный ответ должен был помимо указания номера участка содержать два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и читать условные знаки, определяющие характер поверхности. Вот эти-то обоснования и.... заинтересовали:
-- там будет лес, будет меньше людей и намного удобней кататься на санках (в лесу???);
-- там рядом родник, а зимой вода в роднике застынет и будет отличный каток (вот уж где находчивость, а мы про склоны да отсутствие препятствий хотим услышать...);
-- никакой, кататься на санках травмоопасно ( ну да, безопасность - это важно, но.... вопрос был не об этом!).
2. Вторая вариация любимейшего вопроса была направлена на выбор места для игры в футбол.
В правильном ответе должны были содержаться слова о необходимости выбора ровного участка и без препятствий, на лугу:
-- здесь удобно играть, т.к. ребята никуда не упадут и мяч далеко не укатится ( напомню, возраст авторов пояснений - не 10 лет, а 15-16...);
-- этот участок расположен на лугу, поэтому футболисты смогут пинать мяч по мягкой траве, а рядом есть сад и участники команды смогут подкрепиться фруктами (вот так - пинать мяч, подкрепляясь фруктами...);
-- рядом с этим участком есть фруктовый сад и поле будет накрыто тенью (вот даже не могу представить высоту деревьев и размер поля, чтобы такое получилось!).
Вопрос № 23:
Небольшой текст рассказывал о развитии свёклосахарного производства на Юге России. Учащиеся должны были указать, какая особенность сельского хозяйства способствовала размещению большого количества сахарных заводов на Юге.
Правильный ответ подразумевал развитое производство (выращивание) сахарной свёклы в указанных субъектах, но ответы иногда напоминали... сказку:
-- этой особенностью являются пИщеры сахарных кристаллов на территории РФ (вау, осталось их только найти, а то люди мучаются, поля засаживают, а тут ррраз - и знай себе, мешками из "пищеры" выноси!);
-- из сахарных свёкол наисложнейшими способами получают сахар (вот уж повезло "свёклам"!);
-- в этих районах добывается сахарная свекла (стесняюсь спросить, а как именно добывается - экскаваторами???);
-- было бы хорошо, если бы сахарные заводы находились рядом с реками, где выращивают сахарный тростник (вот тростник, а не свёкла, и всё!!!).
Пожалуй, на этом можно поставить точку (или многоточие?) и поблагодарить коллег, которые щедро делились со мною этими "перлами"! Уверена, вдумчивые учителя географии обязательно проведут работу над ошибками и .... будут готовы к ОГЭ по-новому уже в следующем учебном году!
P.S. До отпуска остаётся ещё чуть более двух недель...
Трудные вопросы в ОГЭ по географии! Моя племянница заканчивает 9 класс и она сдавала географию в этом году. Поэтому вам пост мне был очень интересен. Спасибо, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьИскренне желаю Вашей племяннице отличных результатов по географии, ведь это такая интересная наука!
А вопросы... вопросы были разными - были и традиционные, и новые, но в целом первая волна ОГЭ по заданиям была вполне приемлемой...
Лилия Павловна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьНу не мой совсем предмет география, поэтому о движении литосферных плит не смогла бы и я ничего написать. Да и без Ваших пояснений некоторые вопросы были бы непонятны и мне. Ответила бы,, конечно, опираясь, возможно, на свой жизненный опыт...
И всё же: я - это я. Школу окончила 25 лет назад. Нынешние ученики выбрали этот предмет для экзамена и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ГОТОВИЛИСЬ к нему. Что же получается: Греция - это город в России, можно кататься на санках по замёрзшему роднику и пр. Это грустно! Грустно не только от подобных ответов, а от узкого кругозора детей. Уверена, что география - это тот предмет, который выучить можно, интересуясь чем-то, слыша что-то и читая о чём-то. Естественно, велика роль учителя. И всё же... Вот наш один ученик ответил на экзамене, что антилопы гну живут в Австралии. Выбрал не Африку, а зелёный континент. Ну как это можно не знать, хотя бы из сказок К.И.Чуковского? Совсем что ли дети не развиваются? Вы правильно заметили: подобные ответы дают 15-16-тилетние подростки!!!
Что касается усложнений, то, честно, не понимаю: зачем! В 9-м классе, по-моему мнению, должны сделать так, чтобы дети сдавали ВСЕ. Или тогда выпускать с "двойками" нужно. Да, ставить в аттестат "2"! Почему нет? Почему государство затрачивает снова огромные средства? Пересдать нужно. А если не пересдал? Второй год. Это просто-напросто ужасно. Поэтому усложнения ни к чему. Но, как говорится, никто нас не спрашивает. И по русскому языку в 9 классе ждёт непростой экзамен. В 11-м уже в этом усложнили...
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьК сожалению, два школьных предмета "анонсируются" (по крайней мере, у нас в городе) как лёгкие - мол, к ним можно не готовиться, а всё сдать! Это география и обществознание! Детишки даже на консультации не всегда ходят, всё ждут не совсем понятно чего - то ли озарение в день экзамена свалится на них, то ли ответы кто-то им откуда-то принесёт, а потом дико удивляются - каааак, надо было учить? Жаль, что географию идут сдавать не самые прилежные ученики, иначе бы таких "перлов" не было бы...
И я считаю, что должно быть в итоговой аттестации многое по-другому...............
Спасибо, очень информативно!
ОтветитьУдалитьА вторая часть просто "улыбнула")))))
Здравствуйте, Надежда Борисовна!
УдалитьБудем готовиться к новшествам в ОГЭ, а "перлы" пусть останутся в этом году... Надеюсь на это!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьУж, лучше пусть наши учительские "ожерелья" будут без ТАКИХ и подобных других предметных жемчужин! Грустно, что выпускники делают такие бестолковые ошибки. Как можно путать название городов и стран? Ужас!!!
А пИщеры с сахарными кристаллами??? Мне не смешно.
И это не от того, что учитель не объясняет и не готовит. Это элементарная ЛЕНЬ, отсутствие терпения, усидчивости и внимания. Скорее всего, выдающие такие "перлы", даже учебник не открывают.
А про подготовку к экзамену я вообще молчу.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьК сожалению, пока не будут наши ученики совершать ОСОЗНАННЫЙ выбор предметов для сдачи в 9 классе, будут у нас и "перлы"... А ведь как много ребят действительно готовятся, стараются - им для поступления в профильный 10 класс по рейтингу нужен каждый балл! Тут и "перлов" не будет! А вот тем, кому без разницы, что сдавать- при поступлении в колледж/техникум не смотрят на баллы и отметки по экзаменам, вот те и безответственно готовятся к экзаменам по выбору, лишь бы сдать и всё!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьИнтересно, ЗАЧЕМ нужно пытаться усложнять задания, если и с предыдущим уровнем мало кто справляется?
Особенно "понравились" задания с выбором нескольких вариантов ответа. Вот на этом срезаться можно на 100%.
Уверена, что будут вопросы "с подвохом".
И потом, человек назвал (к примеру) пять правильных ответов... а их шесть. То есть, если бы это было устным ответом, то, как говорится "чуть-чуть недотянул" (оценка 4), а в тесте это будет "неуд" (ноль).
Говорят-говорят об отмене ЕГЭ, но почему-то делают всё, чтобы отбить у детей всякую охоту получать знания.
А "перлы" меня искренне повеселили.
Такое ощущение, что отвечали КВН-щики.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьА всё дело, как я думаю, что будущие девятиклассники, которые с 1 класса учились по новым ФГОС, по этим же новым ФГОСам и экзамен будут сдавать, вот и начинаются нововведения... Уверена, что множество изменений ожидает ребят в будущем году по всем предметам! А в 2022 году у них будет обновленный ЕГЭ...............
Что ж, будем разбираться, работать над ошибками...
Лилия Павловна, доброе утро! Я тоже не дружу с географией, но про Грецию, которая на юге России мне понравилось) Хорошо бы) Стыдно признаться, сама прожила жизнь, а во многих географических понятиях и объектах путаюсь. Ваши вопросы вообще высшая математика. Тяжела жизнь нынешних выпускников!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Витальевна!
УдалитьВсе вопросы в ОГЭ рассчитаны на знания выпускника-девятиклассника, который учил географию и который готовился к экзамену! Я уверена, что "5" получают ребята, которым помимо перечисленного география ещё и нравится, а уж если плохо готовиться, не любить, думать, что всё само собой как-то утрясётся, то и "перлы" такие можно получить! )))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Мне кажется, что все эти перлы о Греции - результат хорошей работы туроператоров. Сейчас многим проще отправиться на отдых в Египет, Турцию, Грецию, чем к бабушке в Тамбов или на дачу. Вот отсюда и мышление, что Греция - это юг России.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Ваня! С этой стороны я на данный вопрос не смотрела!))) А объяснение, на самом деле, одно - плохо учили!
УдалитьЛилия Павловна, слегка Вас поправлю: "Плохо училиСЬ".
УдалитьВаня, к сожалению, бывает и так и так!))))
УдалитьУлыбалась, но как-то грустно. Кого мы выпускаем? И что дальше будет с образованием? Усложняй или не усложняй вопросы, а все же, мы перестали учить детей, а так - сплошное натаскивание. Спасибо, что поделились своими наблюдениями. А у меня коллеги проверяли русский, математику и вот сегодня закончили биологию . Там "крылатых выражений" не меньше
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьК сожалению, отсутствие устных экзаменов накладывает свой отпечаток.... А без хоть какого-то натаскивания - так вообще бы неизвестно, что за результаты были бы у выпускников... Вчера встретила на проверке коллег-биологов, тоже были весьма удивлены некоторыми ответами ребят!
Добрый день, Лилия Павловна! Спасибо большое за интересное сообщение. Дети всегда и радуют и удивляют, но иногда очень сильно поражают своими высказываниями. Ждем еще интересных наблюдений из школьной жизни наших любимых деток.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Оксана Владимировна!
УдалитьОчень приятно видеть в блоге тьютора, эксперта ЕГЭ и ОГЭ по географии!
Наши дети иногда преподносят огромные сюрпризы, но на то они и дети, а мы, учителя, будем работать, чтобы подобных сюрпризов становилось как можно меньше!
Лилия Павловна, спасибо! Интересно! Есть над чем работать!
ОтветитьУдалитьГлавное, чтобы работа над ошибками обязательно была, пусть и не с теми, кто сдавал, а с теми, кто только будет сдавать и учиться на ЧУЖИХ ошибках!
Удалить