Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

вторник, 10 декабря 2019 г.

ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ: Как составить рефлексивный лист (получить быструю обратную связь от участников мероприятия)?

Здравствуйте, дорогие коллеги, гости, друзья блога! Минул год с последней публикации в рубрике "Лаборатория учителя". За это время произошло множество интересных и значимых событий, которые нашли отражение в сообщениях блога, но одним из главных считаю публикацию материалов рубрики в брошюре с методическими рекомендациями по трансляции педагогического опыта. Для меня очень значимо, что эти материалы были бесплатно опубликованы по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий (ГБОУ ДПО "СПбЦОКОиИТ"). Подробнее об этом можно прочитать в конце данного сообщения.
Как я и обещала, эта брошюра была презентована тьюторам и учителям географии Краснодара, а также педагогическому коллективу моей гимназии, хватило и для блогеров нашего города...
Казалось бы всё главное сказано, но день сегодняшний показывает необходимость обсудить  ещё одну сторону презентации своего опыта - рефлексию/отзыв после проведённого мероприятиябыструю обратную связь от участников или рефлексивный лист. Эта рефлексия не засчитывается в качестве отзыва на проведённое мероприятие/ выступление/ урок при аттестации, но позволяет автору/организатору услышать мнение участников и...
Впрочем, об этом сейчас и поговорим подробнее! )))))

Но сначала всё ж покажу несколько фото брошюры, которой страшно горжусь!)))))



Итак, что мы сегодня будем составлять и зачем это вообще нужно...
представим, что Вы провели мероприятие - будь то семинар с несколькими выступающими, довольно продолжительный мастер-класс, серия мастер-классов, "круглый стол" или что-то другое. И Вам необходимо получить обратную связь от участников. Но всё это при условии, что
а) у участников есть возможность заполнить листок с отзывом (рефлексивный лист),
б) не комильфо будучи одним из выступающих просить написать отзыв исключительно на одно Ваше выступление.
Отдельно отмечу, что наличие рефлексивного листа и его заполнение не являются обязательными условиями при проведении мероприятий! Но его наличие положительно влияет на имидж проводящего педагога или ОО -организатора мероприятия.


Формат рефлексивного листа
Стоит задуматься, в какой форме провести рефлексию участников. Это может быть сделано как с привлечением современных технологий (например, вывести на экран QR код, сканировав который участники перейдут к заполнению отзыва в Гугл-форме или ещё где-то) или традиционно, на бумаге. Первый путь хорош и современен, но ОЧЕНЬ зависим от наличия Интернета и... ИКТ-компетентности участников мероприятия. Лично я выбираю бумагу! )))
Думаю, что самым уместным будет размер рефлексивного листа А5 (на стандартном листе умещаются два рефлексивных). Но всё, конечно же, зависит от количества вопросов....


Содержание рефлексивного листа
Самое главное, необходимо чётко для себя решить, что Вы хотите в итоге получить - хвалебную оду себе-прекрасному или некий рабочий инструмент, который позволит выявить недочёты и наметить точки роста? Ответить на этот вопрос нужно честно, себе. От этого ответа и будут зависеть вопросы рефлексивного листа. Мы помним, что рефлексивный лист и отзыв на мероприятие - это совершенно разные категории, а значит, если затеваться с рефлексивным листом, то для пользы, а не для "галочки".

Предлагаю рассмотреть несколько моих реальных рефлексивных листов, созданных к разным мероприятиям:

5.08.2014, городской мастер-класс "Миграции населения",


28.03.2019: Мастер-класс в Санкт-Петербурге на ИТНШ-2018 "Aвторская мастерская: ИКТ и STEM-образование через декоративно-прикладное творчество детей и взрослых",


29.03.2019, Мастер-класс в Санкт-Петербурге на ИТНШ-2019 "Авторская арт-мастерская "ИКТ через декоративно-прикладное творчество детей и взрослых: брошь в стиле БОХО",


13.11.2019, городской мастер-класс "Проблемные задания государственной итоговой аттестации по географии в 2020 году. Пробное тестирование"


Обратите внимание - в отзыве я всегда оставляю возможность написать не только похвалу, но и реальное мнение, если предлагать ответить на эти вопросы, то следует учесть, что впечатления у участников могут быть разными...
На мой взгляд, есть некоторые вариации вопросов, которым не место в рефлексивном листе:
-- Что Вам понравилось в выступлении?
-- Чьё выступление Вам больше запомнилось? (может ведь запомниться и не самое лучшее выступление....)
-- Напишите сильные стороны выступающего...

Интересным мне кажется задание для участников: "Ваше впечатление о мероприятии короткой строкой (SMS коллеге) ___________" Я его подсмотрела в рефлексии на выездном семинаре в лицее № 590 Санкт-Петербурга:


Самым главным считаю получить от участника его общее впечатление, пожелания и предложения организаторам. При обработке рефлексивных листов может родиться новая идея, которая выльется в совместный проект, или новое видение того, что знаете. И очень важно обратить внимание на каждый негативный отклик - не звонить написавшему его и выяснять отношения, а понять - почему человек так написал. Быть может, были недочёты...?
Чтобы узнать, оправдало ли мероприятие ожидания участников, я бы спросила так: "На какие вопросы Вы не получили ответы?" Что, согласитесь, открывает организаторам новые точки роста.
Я не люблю заполнять рефлексивные листы, где меня.... тестируют по услышанному на семинаре. Я ж не экзамен пришла сдавать!!!))))  Или такой вопрос: "Что нового Вы узнали сегодня?" Может, я и узнала много нового, но не хочу показаться глупой, вдруг, я и так должна была это знать.... Потому и сама подобных вопросов не задаю.

Электронная почта
Если мероприятие предусматривает справочный или раздаточный материал, файлы, которыми надо поделиться, то это можно сделать разными способами:
-- вставить в программку QR код, перейдя по которому участники получат ссылку для скачивания,
-- можно традиционно разместить на сайте школы или интернет-ресурса проекта,
-- можно вернуться на 10 лет назад и собрать в конце мероприятия флешки участников..., но это и время, и отсутствие у некоторых участников флешек, и "ругательства" антивирусника на ПК...
-- я обычно в листике с рефлексией предлагаю участникам (если им нужны материалы) написать свою электронную почту. Так я экономлю время и присутствующих, и своё....

Анонимность
Собирая листки с рефлексией, следует быть готовым к тому, что некоторая часть будет не подписана - это право участников и не факт, что там будет написан негативный отклик.

Шаблон рефлексивного листа
Если я участвую в организации какого-либо мероприятия, то стараюсь обязательно создавать рефлексивные листы. Если есть шаблон листа, то внести в него изменения под какое-то конкретное мероприятие становится делом нескольких минут. Но польза огромна!
Пример шаблона рефлексивного листа в формате Microsoft Word можно скачать здесь. Вот он:
На мой взгляд, он очень хорош - подойдёт к любому семинару или мастер-классу! А Вы можете сделать его уникальным, добавив что-то своё....

А Вы заполняете рефлексивные листы на мероприятиях?
Из каких вопросов состоит созданный Вами рефлексивный лист?

И... нужны ли они вообще?))))


P.S.
Будет желание, покажите созданные Вами рефлексивные листы! 
( geografo4ka@mail.ru )

Благодарю Наталию Викторовну Кузнецову (г.Тула) за предоставленный пример рефлексивного листа:



11 комментариев:

  1. Лилия Павловна! Здравствуйте! Очень приятно и полезно быть слушателем Вашей лаборатории! Поздравляю с брошюрой! Листы рефлексии, конечно, нужны! Представленные Вами варианты удобны для заполнения. Благодарю за то, что неустанно делитесь своим богатым опытом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Спасибо Вам за отклик! Я рада, что Вы разделяете мою точку зрения. Я тоже считаю, что рефлексивные листы нужны, ведь если вкладываешься в мероприятие и выступление, всегда нужно знать, что понравилось, что было полезно, а что и доработки требует...
      Я поделюсь - написание статьи вызвано небольшим спором с коллегой, что разработка такого рефлексивного листа - лишняя трата времени. Я была не согласна ни с "лишней", ни с "тратой времени"!))))) Ведь представленный шаблон весьма удобен!)))))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Обожаю такие листочки))) К сожалению, таких масштабных мероприятий не провожу, а очень бы хотелось, рефлексия, обратная связь или по-нашему, feedback, мне очень важна, я не могу без нее работать, в преподавании моего предмета это невозможно. Спасибо за Ваши идеи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Спасибо за отклик! И я обожаю, ведь наши выступления всегда требуют подготовки, поиска новой информации, саморефлексии, некоторого подытоживания себя на данный момент, и как же славно, когда тщательная подготовка находит отклик!!!
      Мне сразу вспомнилось одно из городских мероприятий, где я была несколько лет назад, его проводила учитель английского языка. А в рефлексии всё было по-английски! Я несколько раз уточнила потом, был семинар ориентирован на учителей английского языка или всех, оказалось... для всех! Учитель вещала о тех интернет-ресурсах, которые применяет в работе. Признаться, этого рефлексивного листка я не поняла.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я с интересом изучила рефлексивные листы, т.к. мне как руководителю городского профессионального сообщества школьных библиотекарей, приходится часто проводить различные мероприятия для библиотекарей и всегда интересно знать, на сколько оно было полезно. Спасибо, что поделились своим опытом составления листов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Спасибо! Мне очень нравится корректировать рефлексивные листики под каждое мероприятие! А ещё я их распечатываю или по два на листе (как в шаблоне), или по три, чтобы вложить в программку-раздатку. Ведь совсем не комильфо печатать лист с рефлексией внутри раздатки, т.к. предполагается, что её заберут участники с собой. И как-то видела совсем уж странную "конструкцию", когда рефлексивный лист надо было... отрывать от раздатки, это ж как неопрятно в итоге всё вышло...
      Наталия Викторовна, буду очень рада, если покажете как Вы составляете такие листы, мне очень-очень интересно!!!

      Удалить
    2. Наталия Викторовна, добрый вечер! Спасибо Вам за пример рефлексивного листа, вставила его в в блог с Вашего разрешения.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Мне, как педагогу-психологу эти листы тоже пригодятся. Конечно же их можно немного модифицировать под направление, а так очень нужная информация. При участии в конкурсах - рефлексивные листы просто находка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Валерьевна!
      Конечно, каждое мероприятие уникально, а значит, рефлексия будет включать особые вопросы, важные для его организаторов и ведущих!

      Удалить
  5. Лилия Павловна,хоть я и немного отдыхаю от своего лога, но не могу не заглянуть в блоги друзей. Спасибо за Ваш опыт, он пригодится каждому. Спасибо за то, не стоите на месте, за то, что постоянно в поиске

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Спасибо!
      Немного грущу, что всё складывается именно так, но... пусть всё радует и будет хорошо, а блог... он подождёт и всегда примет свою хозяйку обратно! Рада Вам всегда!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^