Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

ФГОС: география плюс математика = трудности соприкосновения

Первый раз за всё время на уроках в 5 классах мною не было сделано ни единой фотографии... И дело тут не в том, что мой класс дежурил эту неделю по школе, и не в том, что нечего было сфотографировать, да и фотоаппарат всегда с собой, а в том, что не было ни единой минутки для этого. Тема - великолепнейшая, очень интересная - "План и карта". Именно здесь мы углубляемся в ориентирование, именно здесь закладываем базу для решения самых сложных заданий ЕГЭ, здесь очень удачно, с огромной пользой для будущего, можно сочетать теорию с практикой. Но!!!

Но именно с разделением начального курса географии на две части (5 и 6 классы) произошёл вынос этой темы в начало 5 класса! Посмотрите на содержание нашего учебника (параграфы 8-10):

Тема в учебнике раскрыта великолепно - понятно, с примерами, в реально нужном объёме:
Но как оказалось, всё не так просто. Рассказываю я про азимуты, показываю, как их определять, начинаю работать на доске с транспортиром и вот тут понимаю, что мы с детками говорим на разных языках! Они меня не понимают вообще!
Идёт урок, нет времени размышлять и сетовать, начинаю выяснять, что именно не понятно, а оказывается, что и про угол прямой и развёрнутый не понятно, и про градусы не понятно, и что такое транспортир они не знают...
Понимаю, что выполнять запланированную практическую работу мы просто не можем. Вот она:

Т.е. в материалах урока изначально заложено, что ребята УЖЕ знают и углы, и определять их умеют, и с транспортиром знакомы. Подразумевается, что я, учитель географии, втолковываю деткам, как можно использовать знания, полученные ими на уроках математики! Но ведь это не так! У детей только самые-самые поверхностные знания о том, что такое угол, а про транспортир они и не слышали! В одном классе на вопрос о том, что такое транспортир, предположили, что это что-то, связанное с... транспортом!!!
Объяснила я и углы и про транспортир в каждом из шести пятых классов, успела. Поняли. Но потом мне стало интересно, а когда же углы они изучать-то будут?
Итак, знакомлюсь с нашим учебником математики и нахожу углы и транспортир в...

самом конце курса! Судя по количеству параграфов и пунктов, это конец апреля-начало мая!!! Коллеги-математики, разве я не права? Вот он, замечательный параграф:
И какой параграф интересный! Часики детям показывают в конце года, объясняют, а учительница географии с ними ещё в ноябре по транспортиру работала))))))))

И вот у меня вопрос к господам-составителям программ и учебников - а нельзя ли как-то согласовывать программы по разным предметам?!?!?!?! Почему я, учитель географии, должна знакомить детей с некоторыми основами математики? Я, конечно, понимаю, что ФГОС, что новые стандарты, но ведь не так же!!!!!

Это не единичный случай... Помню, что несколько лет назад ко мне подошла учитель математики и сказала огромное спасибо за то, что она при объяснении темы про координаты попала на уже весьма благодатную почву - дети УЖЕ представляли, что это такое! Ха, координаты, да мы с пятого класса в дневниках наблюдения строили годовой и суточный ход температуры! А в шестом классе изучали географические координаты...
Кстати, про координаты. Вот это нам предстоит очень скоро:

Но для интереса я проверила - когда же дети будут проходить координаты! В пятом классе не нашла... Оказалось, что это последний параграф ШЕСТОГО класса:
Вот так... Так что, есть проблемы при работе по ФГОС, есть. Но будем их решать по мере поступления. Просмотрела учебники географии и математики за 5-6 классы, вроде бы больше несоответствий нет. Но темы-то для географии ключевые!

Поинтересовалась я содержанием учебников по географии для 5 классов других авторов. Не буду лукавить, в половине из них тема "План и карта" вынесена в 6 класс. Но строение учебника, содержание, наличие и качество иллюстративного материала оставляет желать лучшего.
Что поделать, будем работать, будем осваивать, но уж как-то очень сложно...

А Вы, коллеги, сталкивались когда-нибудь с подобным? Вам приходилось бывать "учителем немного другого предмета"?

36 комментариев:

  1. Лилия Павловна, как же я с Вами согласно, ведь чаще всего сначала идут темы по природоведению, географии, а потом уж мы подключаемся.Об отсутствии согласованности в ЗУНах (так это раньше называли во времена знаниевой технологии, в достандартный период) я говорила неоднократно даже на курсах, но, увы, авторы учебников немного оторваны друг от друга, а жаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      К сожалению, теперь много несоответствий выясняется... Но зато теперь не всегда будет география идти впереди физики)))) Убрали несколько параграфов из 6 класса в 7! Будем надеяться, что авторы всё же услышат нас, простых учителей!

      Удалить
    2. мадам! эх, где мои 15 лет...пошёл бы к вам учиться.

      Удалить
    3. Да... я бы тоже с удовольствием поизучала бы ещё раз физику и химию)))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Какую нужную и очень важную тему Вы сейчас затронули! Мне, как учителю начальных классов немного легче, потому что веду основные предметы сама. Но, как же раздражает тупость чиновников, которые, не зная программы, "сваливают на наши головы" свои контрольные!!!
    Вижу несоответствие у своего сына (он учится в 7 классе). Нужно сделать то, чего ему ещё не объясняли и не научили делать.
    Действительно, очень жаль, что чиновники так "далеки от народа" (нас учителей и детей) и живут своей жизнью. Особенно возмущает, когда им приводишь аргументы и доказательства, а они не слышат (или не хотят слышать???)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
      Эти несоответствия были всегда. Но почему-то кажется, что их стало больше!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Меня, как родительницу, подобное несоответствие тоже очень волнует. И это не только математика+география, но и литература+история, и другие. Почему-то при раскрытии любой темы (особенно физика, химия) считается, что у школьника УЖЕ есть какой-то багаж знаний (наверное рассчитывают на учителей Географии :)) ). Поэтому нет подробных объяснений, расчетов, формул. Почему? Мне не понятно :( Учитель должен дать конспект на уроке? Ребенок должен узнать в интернете? Хотя по последнему (интернет) вопросу могу сказать: Дети не смотрят КАК делать! Они просто списывают готовые домашние задания!
    Ну и научатся чему-нибудь? :((
    А ещё я "прикалываюсь" когда в учебнике вижу задание "Найдите в сети интернет...". Попыталась как-то с сыном сделать ДЗ по русскому...нашли три источника...с разными сведениями...В итоге достали энциклопедию и сделали так, ка было там ( это был четвертый вариант ответа) И знаете, "угадали" :-bd
    И на контрольных "сверху" тоже попадаются задания, которые ЕЩЁ не учили, это точно.
    Я уже не говорю о заданиях на олимпиадах и викторинах :)) Там вообще не знаю, кто составляет вопросы ^#(^ и почему обычный интервал 7-9 класс...^#(^
    Но я уверена, наши детки умнички! Они до всего додумаются :-bd
    Спасибо учителям, которые "выходят за рамки своего предмета" и не считаясь со своим временем дают детям дополнительные знания.
    УФФФ, Вроде всё...;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна!
      Благодарю Вас за отклик и родительский взгляд!
      Выходить за рамки предмета всегда интересно, можно найти возможность, но впервые, ВПЕРВЫЕ за все года работы в школе, я поймала себя на мысли, что мне очень трудно "вместиться" в урок!
      Контрольные "сверху" всякие бывают)))) Помню, как несколько лет назад спустили такую контрольную, которая для 11 класса была как "орешки". Но такое было только 1 раз!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна. Что я могу сказать? Программы, учебники, темы - всё должно быть согласовано и взаимосвязано. Наши пятиклассники учатся по учебнику Бунимович Е.А. УМК «Сферы» ФГОС.
    [im#]http://1.bp.blogspot.com/-aIfXUU2o4WU/VHwmJYSRPYI/AAAAAAAABo0/AdrCdCR0bPc/s1600/2014-12-01%2B11-24-25%2BGDZ-po-matematike-5-klass-Bunimovich-uchebnik-zadachnik-otvety.jpg%2B(%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2BJPEG%2C%2B200%C2%A0%C3%97%C2%A0267%2B%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE.png[/im]
    Пару дней назад как раз писали контрольную по углам и построению с помощью транспортира. Для них Ваши задания с планом были бы как раз кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Людмила Геннадиевна, поскольку у нас в крае учебники школы закупают самостоятельно, за счет средств, имеющихся в школе на материальные затраты, а это, к сожалению не так уж много, в сравнении с тем, как растет наш контингент, то иногда задумаешься, какой и сколько учебников лучше купить. Учебники УМК "Сфера" очень дорогие по отношении ко всем остальным. Да и учителя, работающие по другим учебникам ранее, неохотно переходят на этот комплект. Я вот с 10 классами перешла, но если честно, то недостаточность задач меня пугает...
      А в целом, проблема все равно есть, один -два учебника не заменят общей несогласованности в наших рабочих программах

      Удалить
    2. Согласна с Вами, Анна Борисовна. Проблема останется, пока будет так много различных учебников по предметам. А учебник Виленкена, мне кажется, остался прежним. Надписали только, что то задание надо выполнить в парах, а это в группе. Вот и все ФГОС, весь деятельностный подход. Что касается перехода на новый учебник, то я и сама такая. Работаю столько лет по Алимову, и никак не перейду на другой учебник. А пора бы.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Ну что тут сказать!!!! ^#(^
      Получается, что детки находятся в разных условиях при изучении географии, т.к. это зависит от выбора учебника по математике! Но ведь не должно так быть!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна. У нас в биологии тоже есть несоответствие. Например, в начале 9 класса изучаем органические вещества клетки, а органическая химия только у них в 10 классе. И согласна с коллегами по поводу олимпиадных заданий. Я понимаю, что олимпиада - это "сверх" учебника, но когда вопросы для 6 класса изучаются только в 9 -ом...!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Анатольевна!
      Получается, несоответствие есть по многим предметам. Странно как-то, ведь неужели нельзя придумать единый порядок? Единое усвоение тем для всех?
      Олимпиады у нас в Краснодаре вообще сказочные))))) Каждый год как сказке - в ожидании нового олимпиадного "чуда" :)

      Удалить
  6. Добрый день, Лилия Павловна! Очень жаль, что в нашем образовании есть такая несогласованность! Я хочу сказать, что в начальной школе к сожалению не изучают транспортир, но углы изучают, конечно, только самое простое: построение острых, тупых, прямых углов, их сравнение, лучи... С внедрением разных программ в школы, наблюдаются казусы и в олимпиадных заданиях, хотя, конечно, дети должны знать предмет немного шире, но встречаются задания, которые вообще не проходили или ещё только будем проходить. Конечно, я говорю только про уровень начальной школы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Татьяна Николаевна! С соколятами в 4 классе транспортир проходили. По Петерсон.
      Но это я просто к слову и к тому, насколько сильно разнятся различные программы. А вообще - сейчас вообще иной раз не поймешь - к чему та или иная тема дана. Бардак.

      Удалить
    2. Татьяна Николаевна, здравствуйте!
      Я сегодня специально "пытала" учителей начальных классов про углы - говорят, что только самые-самые основы проходили. Но у меня учебник рассчитан на "уверенного пользователя". Теперь подбираю особые задания для повторения и закрепления...

      Удалить
  7. Присоединяюсь к мнению коллег. У нас тоже бывает такая нестыковка. Например, в курсе информатики тема "Метод координат" изучается в 5 классе, а в курсе математики относится материал к учебнику 6 класса. Вот и приходится мне в 5 классе объяснять сущность координатного метода. С углами попроще, сейчас в начальной школе дети имеют базовые знания по геометрическим величинам, измерению геометрических величин. Поэтому особых трудностей не должно возникать на географии.Но всё равно, полностью согласна с Вашим мнением, Лилия Павловна. Видно составители учебников так далеки от школьной программы. Учебники, на мой взгляд, должны писать практики-методисты, а не чистые "теоретики"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Анатольевна, добрый вечер!
      Я просто в небольшом замешательстве теперь перед новой темой... Как научить так, чтобы в 5 классе было понятно то, что трудно постигается в шестом?!?!?! Получается, чтобы объяснить географические координаты в 5 классе, мне придётся познакомиться с координатной плоскостью по математике...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Как же я Вас понимаю! В начальной школе все значительно проще: один учитель, в УМК все взаимосвязано, но работаю часто на замене по другим УМК и диву даёшься, как и кто писал эти программы и учебники.
    Теперь Вы знаете, что есть такая проблема, жалко тратить время на математику на географии. Можно ли перенести изучение темы или по математике, или по географии на другое время? Ведь сейчас рабочие программы составляют сами учителя в каждом образовательном учреждении. Ведь в ООП нет четких сроков, когда и что изучать. Только в учебнике придётся "перепрыгнуть".
    Это хоть как-то решит проблему, но с Вашим мнением абсолютно согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Конечно, возможны вариации, именно так решила поступить в следующем году! Никогда не "прыгала", но вот придётся попробовать...

      Удалить
  9. Добрый вечер, Лилия Павловна! Чудеса в решете, да и только!!! Поди туда, не знаю куда... Изучи то, не знаю что... А я уже потихонечку привыкаю к таким несоответствиям. В проверочных и контрольных работах опечаток - одна на одной. Учишь детей по одной программе, КДР пишешь вообще непонятно по какой. Что еще напишут и напечатают?.. Подождем... Может, это только цветочки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Чудеса должны быть прекрасными, а не ужасными! :)) Зато какие я теперь математические термины вспоминаю-выучиваю))))))))

      Удалить
  10. Доброе утро, Лилия Павловна! Я работаю по системе Л.В.Занкова и тема "Углы" в курсе начальной школы представлена достаточно полно. Но вот в этом году мы столкнулись с лоббированием интересов издательств и кое-как отстояли свою систему, собирая подписи под петицией. Хуже дело обстоит с учебниками Л.Петерсон, которые в 2013 году стали лучшими, но признаны не патриотичными из-за иллюстраций литературных героев и запрещены в 2014 году. Учебник Виленкина считается одним из самых слабых. Но ребятам в 5 классе в любом случае трудно адаптироваться к новой системе требований.Думаю, что с таким педагогом дети будут хорошо знать географию. Мои пятиклашки любят свою учительницу географии и называют её Землёй Александровной.Вот только эмоциональные они слишком, и педагоги недовольны шумом на уроках!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна, добрый день!
      Ну вот как могут так сильно различаться программы!!!??? Но не может же более полное раскрытие темы в каком-либо из учебников быть показателем "сильности" учебника или программы..! Про учебник Виленкина по Математике слышала разное, то сильным его называют и удобным для учителя, то слабым, но тут уж выбор гимназии, по какому учебнику идти. А теперь, когда школы сами закупают учебники, даже не представляю, как можно сразу поменять всю линию учебников пусть даже по математике на 1200 учащихся (без начальной школы)...
      Прочитала про Землю Александровну и немного расстроилась... Мне кажется это обидным...
      А то, что шумные - ничего, бывает, адаптируются обязательно!

      Удалить
    2. Елена Александровна- учитель географии нисколько не обижена на ребят, ведь они обожают географию. А учителя называют так, потому что очень артистично выполняла роль Земли объясняя ребятам новую тему.Учебники, вероятнее всего, достаточное количество лет никто менять не будет. Не те времена сейчас.

      Удалить
    3. Наталья Васильевна, спасибо за прояснение, а то уж было немного расстроилась за коллегу...
      И вот теперь только вспомнила как меня называют дети (случайно услышала) - ЭЛПЭ :)) Правда, с географией не связано.

      Удалить
  11. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Мне как молодому учителю-географу так близка эта тема. И иногда, дело даже не в программе (работаю по А.А.Летягину, география, ФГОС). Кем только не приходилось быть на уроках географии - и математиком, и историком и даже учителем английского (при изучении компаса)... На прошлой неделе, изучая виды масштаба (с 6-ми классами), столкнулась с тем, что почти половина класса не умеет правильно конвертировать единицы измерения. И всю неделю, 8 уроков подряд (от 6 "А" до 6 "З"), переводила сантиметры в километры!!! Вот такая история!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елизавета Андреевна!
      Благодарю Вас за отклик! Очень-очень приятно и радостно видеть-слышать коллегу-географа на страницах ГЕОГРАФОЧКИ! Полностью разделяю Вашу точку зрения! Но!!! Но хочу отметить, что на уроках географии мы часто сталкиваемся с метапредметностью и межпрежметностью, от этого и все возникающие сомнения, кем мы иногда бываем))))) А сантиметры и километры я оставила учителям математики))))))) Я учу детей просто зачёркивать в численном масштабе или два нолика (получаем метры), или сразу пять (получаем километры), тогда получаем наш самый любимый и востребованный именованный масштаб!
      Пойду к Вам в блог - поспорю про заполнение контурных карт! ;)

      Удалить
  12. Здравствуйте,Лилия Павловна.
    Действительно,не согласованность программ,я имею ввиду то,что в одном предмете это изучается раньше(как в географии ,например,координаты) и позже в математике,меня один год привело в "тупик" на уроке.Я,математик ещё в школе.И в одном из классов,хотела только объяснить тему,а мне ребята говорят,а мы уже это знаем,нам,учитель по географии уже всё объяснил.так в этом году,мы уже скоректировали свои ОПП и те темы.которые необходимы для изучения в дальнейшем по географии,объясняю раньше. а вообще очень интересная проблема.Что бы на этот счёт ответили авторы программ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Витальевна!
      Трудно, конечно, но возможно скорректировать свои рабочие программы... Но как подумаю, СКОЛЬКО всего надо корректировать (например, составлять план местности, т.е. школы, мы идём в эту субботу, а на улице не сентябрь и не октябрь...), аж страшно становится. Но посмотрю, что будет дальше. Может, действительно будет так проще и интереснее, а главное, правильнее?

      Удалить
  13. Здравствуйте, Лилия Павловна! Нам в начальной школе легче, мы ведем все основные предметы сами. Не думала, что в среднем звене так бывает :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна!
      Из комментариев коллег видно, что такая проблема есть и в старшем звене, во многих предметах... А жаль, так хотелось бы единения и плавного перехода.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Давно прочитала Вашу статью, но время нашла написАть отзыв-комментарий только что.
    Проблема, которую Вы подняли, стоИт очень остро в средней школе. Кажется, ну что можно в русском языке и литературе? Кажется...
    Изучаем "Бородино" в 5 классе. Отечественная война 1812 г., Наполеон, Кутузов - эти имена-понятия остаются за кадром: историю Отечества дети ещё не изучали, в 10 классе изучаем "Войну и мир" - о восстании декабристов, Наполеоне (не Гитлере), Кутузове (не Сталине) десятиклассники многие (не все) слышат будто впервые.
    А учителя английского языка часто спрашивают: "Когда вы изучаете местоимения?" Эту часть речи изучают дети в 6-м классе, а по английскому языку знакомятся с термином "притяжательное местоимение". Что это? Учителя-англичанки вынуждены объяснять на примерах из русского языка, то же самое и с темой "Наклонение глаголов". Мы все взаимосвязаны. Все. И конечно, очень трудно работается, когда такая нестыковка в учебном процессе.
    Спасибо Вам за размышления!

    ОтветитьУдалить
  15. В течении нескольких лет сталкивалась на своих уроках географии в 6-ом классе с тем, что тему "Масштаб" по математике дети ещё не изучали. Вышла на коллегу-учителя математики с предложением скорректировать календарное планирование. В качестве эксперимента провели интегрированный урок географии и математики в одном классе, а результаты изучения этой темы сравнили с классом, где такого урока не было. Ожидаемо те дети, кто разносторонне отработали тему на интегрированном уроке выдали лучшие результаты усвоения, чем обучающиеся в контрольном классе.

    Как теперь быть, когда масштаб изучают в 5-ом классе? Снова превращаться в математика???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна!
      Идея совместного урока вместе с учителем математики великолепна! Но для этого должен постараться и учитель математики, правда? :) А если пятых классов шесть, а в них работают три учителя математики... Так что, лично я готовлюсь и в этом году объяснять координаты и масштаб...
      Татьяна, спасибо Вам за отклик, понимаю, что не только у меня возникают такие трудности.
      Будем превращаться! :))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^