Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

четверг, 12 мая 2022 г.

Проектная деятельность в школе, или Личные мысли вслух о важном...

Всегда есть люди, которые в любом нововведении видят зло. Что бы это ни было, с какими бы целями не вводилось - всё равно "зло" и "а раньше было лучше". Меня такой подход, честно говоря, раздражает и вызывает изумление - а как вы будете работать, если не видите в этом смысла? И ладно бы такой негатив и скрытое (а иногда и явное) сопротовление новому касалось только "местечковых" инициатив, но когда новшества приходят с самого верха, понятно ведь, что всё равно придётся это делать в рамках своих должностных обязанностей, не в глухом лесу ведь работаем! 
Не нравится - а ты прояви свой профессионализм и расставь акценты так, чтобы понравилось и стало полезным!
Введение сдачи индивидуальных проектов по ФГОС в школах вызвало много откликов, но никуда не делось, а даже вылилось в отдельную дисциплину "Проектная деятельность", которую школьники изучают в 9 классе. Если я правильно поняла, оценка по проектам выставляется в аттестат. 
Сегодня я хочу рассказать и немного показать, что же получилось в этом году с проектами по географии... 

Начну с конца - как мы защищали проектные работы. 
Из шести девятых классов выбрали географию для создания проекта 15 учащихся, а в 11 классе (работала в 10 и 11кл., т.е. два года) - 1. Судя по статистике, мой предмет вошёл в пятёрку лидеров по количеству работ, но безусловное лидерство уже много лет принадлежит психологии.
Можно было сделать "как все" - выделить на уроках по несколько минут и послушать работы, но... я не стала, назначив общую для всех ребят защиту проектов после уроков 28 апреля. 
Хочу оставить темы работ и здесь, в блоге:

Вот так выглядел итоговый протокол защиты в 9 классе. Это уже отсканированный итог, где я убрала фамилии и подписи. 
На защиту проекта ребята принесли сам проект в распечатанном и скреплённом виде, а также дополнительные материалы - макеты, раздаточные материалы, презентации.
28.04.2022
Первой представила свою работу Лиза (11 класс), она не только рассказала об основных экологических проблемах нашей страны и Краснодарского края, но и представила свою попытку создать бумагу из вторичного сырья.
Бесконечно жаль, что на момент подачи заявки на городскую научно-практическую конференцию "Прорыв в науку 21 века" не была готова работа Руслана, посвящённая изображению животных на купюрах СНГ.... Эх, Руслан, мы бы точно заняли призовое место, ведь и тебе было интересно работать над проектом, и результат получился отличный! 
Была и отдельная категория ребят с проектами - участники и победители городской конференции, уже защитившие свои работы. Они рассказали самые яркие моменты работы над проектами.
А двое ребят защитили свой проект в формате видеопрезентации на как раз проходящей в эти дни III Региональной научно-практической учительско-ученической конференции.
На защите присутствовала Оксана Борисовна Шепелина - заместитель директора гимназии по УМР. 
Общее фото:
Все ребята справились с поставленными задачами каждый по-своему и на собственном уровне, в соответствии с проявленной заинтересованностью в работе, что можно увидеть в итоговом протоколе выше (баллы!). 

В итоге на 28.04.2022:
проектов (9 и 11кл.) - 16,
защитили в формате видеопрезентации - 2,
защита засчитана благодаря участию в НПК "Прорыв в науку 21 века" - 5,
выступали с проектами - 9.

В целом, на этом можно было бы и завершить свой рассказ о том, как прошла защита проектов, но.................. не всё так просто))))))

Из 15 работ было три, которые получили подобные рецензии:

Хотя в среднем рецензия выглядела вот так:


Возможно, кто-то подумает, что Лилия Павловна проглядела подготовку учеников, раз есть среди них такие слабые работы, но..... с 1 сентября раз в неделю у всех девятиклассников нашей гимназии в расписании стоит урок "Проектная деятельность", где их УЧАТ делать проекты. А учителя-предметники нужны только лишь для того, чтобы проконсультировать в выполнении предметной части. 

Мои вопросы:
- кто отвечает за то, чтобы ученик правильно умел оформлять проект, в том числе такие разделы, как "Содержание", "Список литературы"? 
- кто должен научить ребёнка правильно определять цели, задачи, актуальность проекта, его предмет и объект?
- кто должен контролировать, что ученик вообще приступил к выполнению проекта?

Я на них отвечаю, что это всё РАБОТА учителя по проектной деятельности, ведь он за неё и, позвольте откровенность, заработную плату получает! А для предметника все эти проекты так, бесплатная нагрузка. 

Так что получается, Я должна была с этими тремя учениками с нуля проекты делать? Я должна была потратить несколько часов, чтобы объяснить им КАК делается проект? На мой взгляд, это была не моя задача. 

Вот как раньше было хорошо, когда курс по проектной деятельности в своём классе вёл классный руководитель... Он ведь и детей знал, и брал самых сложных учеников на себя, а не "спихивал" коллегам. Я была ооочень удивлена в этом году, когда увидела, что учитель по "Проектной деятельности" не стал наставником ни у одного ученика. 

"Она рассказала птенцам как летать и радостно выпихнула их из гнезда. Прилетели обратно не все."

Знаю одно - в ближайшее время напишу на имя директора заявление, в котором попрошу дать мне в следующем году 1 час "Проектной деятельности" в моём "А" классе. Дадут или нет - это покажет время, но как же важно действительно НАУЧИТЬ детей создавать проекты! Вот возьмём ту же "Большую перемену" - чтобы победить, ребёнок не просто должен собрать команду, но и создать с ними проект! Получилось же у меня два года назад научить, на минуточку, семиклассников!, создавать проекты!? Да и вообще, умение создавать и реализовывать проекты пригодится в жизни!


А ведь как можно много сейчас найти качественной литературы о том, как правильно создать проект в школе
Оставляю для себя, но вдруг и Вам пригодится:

1. Т. В. Уткина, И. С. Бегашева "Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ". Методические рекомендации. Челябинск, 2018г.
Источник:
https://ipk74.ru/study/docs/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-sravnitelnyy-analiz/?sphrase_id=162058
Скачать:
вариант 1 , если перестанет работать, то вариант 2.


2. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для обучающихся 5-9 классов. Автор-составитель Тришина Н.Н. Великий Новгород, 2021
Источник: https://педакадемия.рф/тришина-н-н-рабочая-тетрадь/
Скачать:
вариант 1 , если перестанет работать, то вариант 2

Знаю, что если хорошо поискать в Сети, то много чего достойного найдётся! Но начало положено! ;)

Ну вот, поделилась и прям легче стало))))))


А как Вы относитесь к проектной деятельности в школе? 
Создавали с детьми проекты? 

Поделитесь в комментариях своим опытом! 

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    Отлично, что сейчас в школе стали преподавать "проектную деятельность", главное, чтобы это не скатилось к наработке шаблонов, как в ЕГЭ.
    "Безумству храбрых поём мы песню!
    Безумство храбрых - вот мудрость жизни".
    Большинство ребят просто боятся рисковать, дабы не быть осмеянными, вот и идут по пути наименьшего сопротивления - скачать из интернета "шоб було".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      А мне очень хочется, чтобы ребят на проектной деятельности в школе научили именно создавать проекты, правильно их оформлять, а уж предметное содержание, уверена, они всегда потом могут подставить любое, которое им необходимо для достижения своих целей!!!
      Вот это вот "шоб було" - самое неприятное.

      Удалить
  2. Анонимный13 мая, 2022 06:44

    Лилия, добрый день! Наша школа, как раз из тех, где проэкты восприняли с трудом. Никто не хочет этим заниматься, вот и ведут классные руководители. Детям предмет не особо нравиться, поэтому в итоге получаем обычные интернетовские доклады. И не защищают дети работы, а просто сдают. У вас получились очень красивые фото, память детям, а темы интересные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! К сожалению, и такое бывает... А ведь идея, задумка хороша! Вот если каждый постарается, то итог может получиться и практически ориентированным, и пригодится в будущем!

      Удалить
    2. Анониму.
      Наверное, всё-таки надо или исключить из программы в вашей школе, или всё-таки найти специалиста по проЕктированию.
      А то вся эта нагрузка для классных руководителей с проЭктами до добра не доведет.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, а я за то, чтобы вели классные руководители, ведь они же и учителя-предметники, смогут и научить, и присмотреть, чтобы все ребята старались сделать вовремя и хорошо, ведь они ребят-то знают....

      Удалить
    4. Лилия Павловна, когда это в охотку - согласна, а вот когда "проЭктная" работа воспринимается как дополнительная нагрузка "в угоду кому-то там сверху", и делается через пень-колоду, то лучше путь специалистов зовут.

      Удалить
  3. Я занимаюсь репетиторством по английскому языку. В конце каждой темы ребятам задают делать проекты. Это, конечно, не для НПК, а просто по школьной программе. Но все равно мне кажется, это очень интересно.
    Темы ваших детей - это просто СУПЕР!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Правильно назвать проект - целое искусство! Верю, что проектная деятельность станет популярной у школьников!

      Удалить
  4. Спасибо за ссылки, Лилия Павловна! Пригодятся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, мне ооочень рабочая тетрадь понравилась, буду использовать!

      Удалить
  5. Наталья Маратовна Овсянникова17 мая, 2022 15:47

    Добрый день! Лилия Павловна, Вы, как всегда, затрагиваете очень актуальные вопросы и, что очень важно, пытаетесь на них ответить. И пусть это будет маленький шаг, для своего класса, своей школы, но это уже путь, его начало. И ведь хорошее начало, правильное! Думаю, Ваше руководство оценит предложение и пойдёт Вам на встречу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Маратовна! Спасибо! Буквально вчера рассказывала родителям своего класса о проектах, что это, как делаются, приводила примеры.... Будем стараться и делать правильно!

      Удалить
  6. Лилия Павловна, во-первых хочу поблагодарить за пособие, ссылку на которое Вы разместили. Очень интересное и лаконичное. В свою очередь, готова поделиться pdf версией пособий по которым работает наша гимназия. Их можно скачать по этим ссылкам:
    https://disk.yandex.ru/i/TrJCvCY_q2WUtA
    Г. Б. Голуб и др.
    https://disk.yandex.ru/i/ytXByUtR3aoP6B
    В. С. Лазарев.
    Эти пособия размещены на сайте гимназии и доступны для учащихся (на теоретических занятиях мы их используем - проводим тренинги, учимся формулировать проблему, ставить цель и др.). Кроме того, по этой ссылке http://gimnaz23.kubannet.ru/index.php/innovationactivity можно познакомится с теми документами, которые определяют порядок организации деятельности обучающихся гимназии по выполнению индивидуального проекта.
    Что касается собственного опыта защиты учащимися своих проектов, могу коротко))) поделиться им. Я веду этот предмет уже 5 лет. У нас она ИП отводится 2 часа в неделю в 10 классе. Оценка идет в аттестат. Расписание строится таким образом, чтобы один из двух уроков обязательно был седьмым (чтобы потом проводить на нем защиту. Есть также предзащита - она проходит в рамках уроков по каждому проекту в декабре - на предзащите чаще присутствую только я, но может прийти и завуч.

    ОтветитьУдалить
  7. Что касается защиты, ей предшествует долгая подготовка.
    Сначала составляется график защиты, который согласовывается со всеми учителями и завучем, который является заместителем председателя комиссии (председатель всегда директор, но она присутствует не на всех защитах). За один день проходит 5 – 6 защит – не больше. Несмотря на регламент, все равно получается не меньше 2х часов. Все защиты проходят начиная со второй недели четвертой четверти – примерно с 10-12 до 25 – 28 апреля. Защита проходит на 7 – 8 уроках. На защите присутствуют все авторы заявленных проектов (обязательно) и (по желанию) любые учащиеся из параллели 10х классов или любых других. Например, на защите проекта «Пушкинская карта» пришлось даже приносить дополнительные стулья в кабинет, так как не всем хватило мест. В этом проекте группа девочек представила авторское видео, в котором на собственном опыте показала все возможности Пушкинской карты в Краснодаре, посетив ВСЕ доступные по карте культурные объекты. Проекты в группе подбираются примерно сходной направленности. Учителя – два предметника и я – как координатор всех проектов. Завучи – кураторы этих учебных дисциплин: естественно-научные, творческие, языковые, история и общество, точные науки, психология и социология (обязательно присутствует школьный психолог). Оценивание на очной защите идет по пяти критериям. Их можно посмотреть в протоколе ниже. Эти оценки выставляются с различным «весом» от 20 до 50 и в совокупности с текущими, формируют итоговую оценку учащихся. После защиты оценка может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Эти пять оценок выставляются частично в апреле, частично в мае, но дети их знают на следующий день после защиты. Таким образом они понимают, чем примерно, для них может закончится ИП и, если это необходимо и те, кому это нужно, предпринимают попытки ситуацию исправить. Так, в этом году на параллели из трех 10х классов на защиту вышли 52 проекта, из которых 6 получили оценку «удовлетворительно». Авторы четырех проектов изъявили желание исправить оценку. С ними были проведены консультации и были выбраны приемлемые способы, как это возможно сделать за оставшийся месяц. Авторы двух проектов решили что эта оценка их устраивает.

    ОтветитьУдалить
  8. Это один из 9 протоколов этого года https://disk.yandex.ru/i/AzlmJxDBFlMIkA . Здесь, как вы видите, есть и групповые и индивидуальные проекты. Обязательное условие групповых проектов – реальный продукт: плакат, сайт, видео, модель, компьютерная игра, сценарий, проведенное мероприятие, которое освещено на сайте гимназии (как например это http://gimnaz23.kubannet.ru/index.php/the-news/2104-23-03-22 ) и т.д…. Индивидуальные могут быть исследовательскими, но продукт таких проектов – новое знание, должно быть обосновано либо экспериментом, либо анализом каких-либо собственных данных, полученных в результате опросов и наблюдений, либо сделан вывод на основе анализа литературы, который обладает новизной.
    Вообще есть масса нюансов ИП вообще и их защиты, в частности... но коммент и так получился слишком большим... Пришлось разбить его на три))) Поэтому готова делиться опытом в любом ином формате. Приглашайте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Борисовна!
      Я в восхищении - Вы так чётко и ёмко в трех комментариях передали всю суть проектной деятельности! Огромная благодарность! Я в восхищении, как всё продумано и реализуется в гимназии 23. Будем учиться и перенимать опыт! Спасибо за примеры документов, будем учиться!
      СПАСИБО!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^