Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

суббота, 27 апреля 2019 г.

О клиповом мышлении, лонгридах и блогах, или Бороться нельзя использовать (где поставим запятую?)


Современные люди (и дети, и взрослые!) в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, предпочитая им электронные, с трудом пересказывают прочитанное, не способны долго фиксировать своё внимание на устном изложении материала, предпочитая информативному тексту "весёлые картинки"... Все? Нет, но не к этому ли мы идём, ведь формируемое Интернетом, ТВ и иными масс-медиа "клиповое" мышление требует образов, причём ярких, зрелищных, без логического их упорядочивания. И это мышление - защитная реакция организма человека на переизбыток информации. Мы привыкли употреблять термин "клиповое мышление" исключительно, когда речь идёт о подрастающем поколении, но так ли это на самом деле?
Предлагаю разобраться вместе...
Но сначала, конечно же, определимся в понятиях.

Клиповое мышление - особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов, термин возник от англ."clip"- отрезок чего-либо, отсечение, вырезка и был впервые предложен Элвином Тоффлером для обозначения восприятия человеком коротких ярких образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах.

Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции. В процессе познания мира человек опирается на данные своих ощущений, однако его разум обладает способностью усматривать логические связи в конкретных вещах и процессах.

Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов.

Самая главная отличительная особенность клипового мышления в том, что оно поверхностное... Оно не дает проникновения в суть, но позволяет улавливать главное и быстро ориентироваться в информации и обстановке. Из-за поверхностного восприятия, клиповое мышление не способствует развитию духовных качеств.
А вот понятийное мышление присуще людям, которые привыкли во все вникать и разбираться в сути. Это - ученые, математики, физики, люди, изучающие точные науки, в которых поверхность недопустима. Понятийное мышление по скорости обработки информации медленней, чем клиповое мышление, но оно более доскональное.

И в том и другом мышлении есть свои плюсы и минусы. Клиповое мышление позволяет мгновенно ориентироваться в критических ситуациях и на интуитивном уровне принимать решения. У людей с понятийным мышлением, в критических ситуациях может наступать ступор, так как они не в состоянии быстро переварить огромный объем внезапно обрушившейся на них информации.
Клиповым мышлением, обычно, обладают люди успешные, так как они моментально ухватывают главное и просматривают возможные выгоды. Молодежь, в массе своей, мыслит клиповым мышлением. Она ни на чем не хочет заморачиваться, кроме получения удовольствий от жизни, а то, что хоть немного "напрягает", подавляет и загоняет в подсознание. Поверхностное мышление не только не развивает чувства, но и ухудшает память, потому что нет глубокого проникновения в суть вещей и явлений, то есть, понимания мироздания. Да и в бизнесе, даже если присутствует хорошо развитое клиповое мышление, но нет глубокого понимания сути того, чем занимаешься, долго не удержаться.
Без клипового мышления человечеству никак не обойтись, иначе нервная система просто не выдержит перегрузок, которые все возрастают. Оно оперирует не словами - они для него тормоз, а образами. Это дает понимание, но не дает конкретики. А понятийное мышление дает конкретику, но оно слишком медленно и консервативно. Можно набить свою голову информацией, очень правильной и востребованной в данный момент, но уже завтра эта информация может быть уже не актуальна и даже вредна - клиповое мышление очень быстро это уловит, что делать тогда, как быстро перестроиться? Кроме того, понятийное мышление узконаправленное, оно не дает охвата, не позволяет огромное многообразие соединить в единое целое. И клиповое мышление этого не дает, потому что оно поверхностно.

Как быть? Молодежь очень быстро приспосабливается к современному миру, но в случае тяжелых социальных потрясений она может оказаться не способной противостоять угрозам из-за отсутствия мощного духовного стержня, который не позволяет сломаться ни при каких условиях. Можно ли научиться охватывать «сразу все», мгновенно оценивать обстановку и проникать сразу в суть, не теряя при этом, связь с целым? Быть одновременно сконцентрированным и расслабленным, понимать и управлять событиями быстро и безошибочно? Можно, и этой способностью обладает равновесное мышление. Это идеал, к которому нужно стремиться...

Немного истории...
Изменения в информационной сфере общества и их последствия привели к появлению нового стиля жизни - зэппингу. Это понятие произошло от английского channel zapping, что означает "беспрестанное переключение каналов телевизора". Так стали обозначать образ жизни, когда разношерстная информация настолько часто мелькает перед глазами у человека, что он не успевает её проанализировать и усвоить, в его голове остаётся лишь коллаж из обрывков информации.
Новый образ жизни породил и соответствующую ему культуру, которую стали обозначать клиповой, потому что основной единицей информации для новой культуры стал набор образов, звуков, текстов и смыслов, мало связанных друг с другом, точно так же, как мало связаны между собой кадры в клипах поп-певцов. Эта культура основана на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортна для людей определённого склада ума.

Кстати, прообразы современных клипов появились в 20-е годы XX века. Первый музыкальный клип был снят в 1975 году английской рок-группой "Queen" на композицию "Богемская рапсодия". Клип попал в "Книгу рекордов Гиннеса" как первый в своем роде. С этого момента началась история клипов, формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления.

Термин "клиповое мышление" возник в конце 20-начале 21 века. Этот термин ввел в широкое употребление американский социолог и футуролог Э. Тоффлер в своей книге "Шок будущего", изданной в 2002 году. Он первым обратил внимание на то, что современный мир стал информационно перенасыщенным. На человека обрушивается огромный поток разрозненной информации, представленной в виде картинок, тезисов, схем и других очень коротких сообщений. Их краткость определяется тем, что
во-первых, СМИ стараются сообщить наиболее важную информацию как можно быстрее, в "сжатом виде" и опускают ту информацию, которую они считают несущественной,
во-вторых, журналисты и маркетологи делают сообщения настолько яркими и короткими, чтобы они сами по себе привлекали внимание человека, вызывали его интерес и запечатлевались в памяти без волевых усилий.
Получается, всё это бизнес, детка, виноват???

Предпосылки появления клипового мышления:
1. Ускорение темпов жизни и непосредственно связанный с ним рост объема информационного потока порождают проблематику отбора и сокращения информации, выделение основного и фильтрации лишнего.

2. Ускорение темпов жизни приводит к потребности в большей актуальности информации и скорости ее поступления. Сама по себе актуальность не теряется, но сокращается время ее существования, нужное на обобщение информации, поступающей и осознание причинно-следственных связей, в которые вписывается новость. Актуальная информация просто не успевает включить в себя собственную интерпретацию...

3. Увеличение разнообразия входящей информации. Западная культура последовательно училась находить все больше факторов, влияющих на каждое явление и учитывать то, что экономика требует технической, информационной, финансовой осведомленности. Учитель должен разбираться не только в своем предмете, психологии и возрастных особенностях учащихся, но и в смежных дисциплинах (для экономики это математика, история, информатика и т.д.). Каждая новая группа факторов означает возникновение нового потока новостей, относящихся к этой теме.

4. Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Сегодня в обществе принято заниматься одновременно несколькими проектами: писатель пишет несколько романов, бизнесмен руководит несколькими бизнесами, учитель географии, например, не просто "урокодатель", но и классный руководитель, эксперт ЕГЭ и ОГЭ, организатор ЕГЭ, муниципальный тьютор, руководитель муниципальной сетевой инновационной площадки.... и тому подобное. А помимо всего прочего, у людей есть семьи, хобби, необходимость заниматься собственным здоровьем.... Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с различными информационными потоками, поступающими от каждого из них, "Жизнь по WhatsApp", помните? И сколько времени остаётся на самый главный проект - своих родных и близких????? А мы всё удивляемся, почему же так быстро устаём...

Кратко о клиповом мышлении:
- большая скорость обработки информации,
- преобладание нетекстовой, образной информации,
- неспособность к восприятию длительной одностильной информации, в том числе и книжного текста,
- оно подобно бабочке, порхающей с цветка на цветок, а понятийное мышление - кроту, который роет свою нору медленно и глубоко!))))))))

Негативные свойства клипового мышления:
1. Мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных факторов, частей, фрагментов информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. ("Чего ж там в мире Инстаграме за полчаса нового произошло?")
2. Предусматривает упрощение, то есть снижает глубину усвоения материала.
3. Теряется способность к анализу и выстраиванию долгих логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда. Это часто приводит к мышлению на уровне стереотипов.
4.Люди клипового мышления не воспринимают других навыков работы с текстами, кроме конвертации их в практические инструкции (но не назад). И поэтому нет уважения к текстам, особенно художественным.
5. Ослабление чувства сопереживания и причастности к жизни других людей, ответственности.
6. Люди с клиповым мышлением рассеяные, гиперактивные, реактивные.
А теперь примерьте эти шесть пунктов на своих учеников.....

Но не всё так грустно! Позитивные свойства клипового мышления:
1. Используется как защитная реакция организма на информационную перегрузку.
2. Придаёт динамизм познавательной деятельности. (Вот уж тут учителя и стараются на уроках.....)
3. Помогает отфильтровать из общего потока информации наиболее важную.
4. Позволяет людям быстро находить рекомендации к действию и немедленно приступать к практической деятельности. Текст для них выступает набором спрятанных ключей, необходимых для понимания ситуации.
5. Менее характерно "застревание" в психологически трудных чувствах, переживаниях, ситуациях.
6. Возрастает способность к многозадачности.

Большая часть людей вокруг имеют некий гибрид клипового и понятийного мышления. Но "вес" каждого различен....

И ещё одна характеристика клипового мышления, важная для образования, - это отсутствие контекста. Так, человек, который увлекается политикой и понимает, что на самом деле происходит в политическом мире, совершенно спокойно может объединить новостные клипы в единую картину благодаря имеющемуся у него контексту. Для человека же незаинтересованного, информация, поданная в таком виде, скорее всего, будет набором разрозненных положений, он не способен понять причины и следствия явлений, потому что не видит между ними связей, т.е. не владеет контекстом.

Сравнительная характеристика
 клипового и целостного мышления:

Целостное (понятийное) мышление
Клиповое мышление
Сформирована целостная картина мира, в которой все элементы логически связаны
Картина мира состоит из разрозненных и логически не связанных фрагментов
Новую информацию человек анализирует, чтобы встроить ее в целостную внутреннюю картину мира
Новую информацию человек не анализирует, не стремится извлечь смысл
Человек самостоятельно выделяет главное, может выделить суть проблемы
Человек не может самостоятельно отличить главное от второстепенного, не может выделить суть  проблемы
Информация воспринимается и осознается на уровне понятий
Информация воспринимается и осознается на уровне эмоционального отклика
Мышление тесно связано с языком, с внутренней речью
Мышление мало связано с языком, с внутренней речью
Человек медленно принимает решения, обдумывает варианты
Человек быстро принимает решения
В экстремальной опасной ситуации трудно принять решение
В экстремальной опасной ситуации легко принять решение
Возможность дивергентного мышления
Мышление стереотипно, шаблонно
Велик риск информационных перегрузок, поскольку на когнитивную обработку информации затрачивается много времени и энергии
Риск информационных перегрузок минимален, поскольку на когнитивную обработку информации тратится минимум времени и сил
Человек способен к анализу линейной информации большого объема
Человек не способен к анализу линейной информации большого объема, не может прочитать и воспринять книгу целиком
Человеку трудно делать быстро несколько дел одновременно
Человеку легко делать быстро несколько дел одновременно
В процессе мышления активируются зоны мозга, отвечающие за чтение
В процессе мышления зоны головного мозга, отвечающие за чтение "спят", а активируются те зоны, которые отвечают за быстрое и интуитивное принятие решения
Хорошая концентрация внимания, хорошая память
Плохая концентрация внимания, плохая память


И что с этим со всем делать нам, учителям..?
Ответ один - правильная мотивация! Современные гаджеты - это средства, формирующие мотивацию школьников. По статистике на каждого живущего на Земле приходится минимум три технических устройства, и у каждого школьника, по сути, имеется один гаджет, который и формирует мотивацию. Но она разная....
1. Образовательный мотив - это поиск конкретной информации, подготовка докладов, лекций, сообщений и презентаций.
2. Познавательный мотив связан с получением новых знаний. Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой-либо поисковой системе, используя Интернет.
3. Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств, обретением нового круга друзей и единомышленников.
4. Мотив самоутверждения - в основе этого мотива лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.
5. Мотив самореализации и развития личности. Ребята выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки.
Задумайтесь, в чём из этого мы можем помочь нашим ученикам? Что в наших силах?

В связи с этим я мысленно возвращаюсь к выступлению Натальи Сергеевны Барановой, зам. директора лицея №590 по ИТ на выездном семинаре конференции ИТНШ-2018:
"Учитель должен понимать, кого он учит, чему и зачем. Дети сейчас другие - отзывчивые, творческие, но со своими особенностями. Наша учительская задача подготовить их к жизни в сложном мире вокруг, чтобы они всегда были успешны!
Нынешние дети - так называемое поколение Z, родилось и живёт в эпоху гаджетов и интернета, они другие уже на физиологическом уровне, не как мы. У них картинки - это новый вид текста (клиповое мышление). Поэтому мы должны разбавлять картинки инфографикой, текстом, чтобы они переключались с картинок на другое. Очень важно научить их работать с различными источниками информации, постоянно менять деятельность.
Как? Помнить, что их привлекает игра "я прошёл на следующий уровень и получу приз" - это самый понятный способ захватить и удержать их внимание. Надо помнить и о необходимости поощрения."

А ещё сразу приходит на ум последняя часть мастер-класса на выездном семинаре конференции ИТНШ-2019 про
а) лонгрид -
- это особый формат подачи журналистских материалов в интернете, т.к. очень длинный текст, чуть упрощённый и "развеселённый" для наилучшего прочтения. Ну вот прям как блог со множеством фоточек и подписей к каждой)))))
б) медиа-текст - это любой медиапродукт или продукт коммуникации, который может быть включён в разные медийные структуры. Получается, то, что Вы в данный момент читаете, тоже медиатекст? Ого, я молодец!
Медиатекст объединяет вербальное и невербальное общение, это не просто буквы, но и видео, аудио, фото... При следующем формате медиатекста я прям оживилась - знаю!
Часто встречаю в блогах коллег! Речь зашла о буктрейлерах, которые являются "рекламой текста" или статьи в виде рекламного ролика. Тогда мы посмотрели работу учащихся - буктрейлер к роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", браво, было классно!
А потом был сторителлинг как форма пересказа текста....

А ведь действительно, мы можем многое!!! Нужно просто не "переламывать", авторитарно уча, а понимать, что нынешние школьники иные, чем мы или их предшественники 10-20 лет назад.

Впрочем, не так уж они сильно и отличаются от нас, своих учителей!)))))
Вот возьмём, например, повальное увлечение Инстаграмом!)))) И да, я тоже там есть, но... Инстаграм мне блог не заменяет, а даже больше - мне там очень тесно...
Предлагаю рассмотреть конкретный пример, недавно прошедшую всероссийскую конференцию ИТНШ, где мы были с коллегами. ИТНШ закончилась, а что осталось у участников? Несколько сотен фото в телефоне, которые так и останутся фотографиями, максимум, десяток фото вывешен на страничке в соц.сетях. Но грядут новые события, для которых будут сделаны новые фото, старые или удалятся и, что в лучшем случае, будут заархивированы на телефоне. В принципе, ничего, ведь всегда можно к ним протянуть руку, главное. вспомнить, о чём, где, когда и кем было сказано. И получается, что через время не всегда сможешь нормально (с подробностями) и рассказать о том, что видел-слышал, а так, просто поделиться общими впечатлениями. Вот как-то раньше мы больше запоминали, да даже больше записывали на мероприятиях в свои учительские блокноты, а сейчас просто щёлк-щёлк телефончиком... А как с удивлением на меня смотрели люди, когда видели в моих руках блокнот для записей и ручку! Чувствовала себя последним из динозавров!))))))
Что в результате? Моя гордость и радость - публикации в блоге, написание которых не только дисциплинировало меня, но и даёт возможность поделиться с любым тем, что я узнала. А Инстаграм пусть радует "фотоклипами" с подписями и без! Для меня это просто картинки.

Нет, я не отрицаю прогресс, не призываю выбросить ПК и отправлять письма исключительно с помощью Почты России, но каждый учитель должен немножко подумать о клиповом мышлении. Знаете, а ведь ребята из семей со скромным достатком, из местностей с плохим Интернетом оказались в выигрыше! Сейчас самое главное - не упустить шансы, которые дают время и... школа! Пусть делают домашние задания сами, пусть видят пример читающих книги, а не новости в соц.сетях, родителей и учителей, пусть учатся выражать собственное мнение!

Давайте играть на уроках и вне их, но не играться в обучение!

Надо ставить современные технологии на службу образованию, а не подстраиваться под интересы нового поколения!

Спорно? Но я думаю именно так.

Лично я вижу в современных реалиях возможности для того, чтобы не воспитывать "поколения клиповиков"! И блоги класса и свой мне в этом помогают. Я не зря выше вспомнила про лонгриды - качественная статья в блоге, с фото-видео-ссылками-виджетами  лонгридом по сути и является! Знаете, каково было услышать предложение от одного из пятиклассников "поставить гаджет для лайков" в блоге класса!?! Чтобы я видела, что он прочитал, а не предлагала написать своё мнение о прочитанном... Ибо со "своим" как-то тяжеловато. Но это дети. А как странновато видеть подобное у взрослых... Замечаю ли у себя? Иногда да... Но сразу же истово борюсь!)))))

Будет возможность, посмотрите фильм... Он немножко длинный, но довольно любопытный. Я думаю сделать небольшую нарезку и даже показать родителям на собрании.





А Вы замечали у себя признаки клипового мышления?
Что Вы обо всём этом думаете? 

Быть может, всё это так, мелочи.., 
а "всё хорошо, прекрасная маркиза"?


Размышлять о клиповом мышлении мне помогали около 20 источников, рада, что это были не только статьи в Интернете, но и книги:
-- http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-19-pedagogicheskaya-psikhologiya-spetsialnost-19-00-07/sravnitelnaya-kharakteristika-klipovogo-i-tselostnogo-myshleniya-sovremennykh-shkolnikov/
-- Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
-- Клиповое мышление и судьба линейного текста. КОНСТАНТИН ФРУМКИН (22/09/2010)  http://www.topos.ru/article/7371
-- https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/klipovoe-myshlenie/
-- https://www.proza.ru/2014/04/30/258

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Мне очень сложно написать короткий комментарий к этому посту, но постараюсь "максимально сжаться".
    Итак, что касается школы, то при современной скорости подачи информации как раз и хорошо именно клиповое мышление.
    Ученик быстренько "уловил", сориентировался, где найти информацию (при необходимости), "держа ухо востро" (чтобы учитель не заметил) быстренько списал, получил "заслуженную пятёрку" и благополучно забыл, а точнее "спрятал в долгий ящик", но НЕ знания по теме, а файл, где можно найти (при необходимости) сведения.
    Возможно я не совсем понятно объяснила, но коротко не получается.

    Что касается понятийного мышления, то тут как раз очень большая проблема для школьника. Потому что для того, чтобы усвоить - ему надо прежде всего ПОНЯТЬ, потом закрепить знания, убедиться в том, что то, что он (ему) узнал действительно истина. И только после этого он может дать качественный ответ.
    Конечно, таким "основательным ученикам" в современной школе быстренько присывивают ярлык "тугодум", не замечая того, что этот самый "отстающий" и через длительное время сможет дать исчерпывающий ответ на вопрос, о чем "клиповые отличники" давно позабыли.
    Да, информации сейчас много, времени мало... Но это не повод отказываться от вдумчивого освоения АЗОВ.
    То есть, надо иметь базу знаний, на которую можно опираться в дальнейшем изучении темы.

    Хотя, вспомните Чехова. Ещё в 1884 году он написал рассказ "Экзамен на чин". Очень даже (как оказывается) современная тема.
    Помните? На вопрос по географии:
    - Какой губернии Житомир?
    - Тракт 18, место 121.
    То есть человек по сути знает (в силу своей профессии - почтальон), но эти знания очень далеки от самого предмета.
    Вот так, если вкратце.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я иногда очень сожалею, что Вас нет в Инстаграме и что Вы не подписаны на тех, на кого подписана я!))))) Очень много учителя выставляют "из опыта работы", что заставляет меня широко распахнуть глаза и открыть рот, как в положительном, так и ином смысле... И размышления о клиповом мышлении не случайны - мне грустно это замечать среди коллег...
      Именно азы всего закладываются в школе, просто играться, оправдывая себя тем, что, мол, поколение такое, нельзя! Очень верно Вы заметили, что нужно иметь БАЗУ!
      А классика, написанная десятки лет назад, часто становится актуальна, ведь это жизнь!! Спасибо Вам за СОразмышления!

      Удалить
  2. Да, у меня клиповое мышление есть.
    Но это скорее не замена понятийного усвоения информации, а некое "оглавление событий", чтобы при случае подробнее узнать то или иное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, уверена, у Вас в голове информация чётко структурирована, как говорится, "всё разложено по полочкам", а это не клиповое мышление.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Извините, что не по теме, но сегодня Пасхальное воскресенье, не хочется писать об Интернете, информации, мышлении. Поздравляю вас с праздником! Христос воскресе!
    Пришел апрель – пора весны,
    Природа зеленеет.
    Сегодня говорим — Христос воскрес!
    Чтоб стало на душе теплее.
    И со словами Пасха входит в дом
    С заботами и смехом,
    Желаю много счастья в нём,
    Будьте дружны с успехом!

    Христос Воскрес! Христос Воскрес!
    Пусть эти радостные звуки,
    Как пенье Ангелов с небес,
    Рассеют злобу, скорби, муки!
    Соединим все братски руки,
    Обнимем всех! Христос Воскрес!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Я так и подумала!)))) Не хочется - и не надо!
      Спасибо, с Праздником!

      Удалить
  4. Лилия Павловна, как Вы вовремя со своими размышлениями, давно замечаю, что ученики с интересом выпоняют творческие задания, задания, построенные на принципах соревнования. Использую часто в своей работе. Они стали другими. Я тоже "клипую" частенько.Спасибо Вам огромное. Ссылки на видео сохранила, пересмотреть нужно, поразмышлять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Юрьевна!
      Современные ученики уж очень отличаются от учеников даже 10 лет назад, мы должны это понимать, использовать новые технологии, но чтобы делать правильно, это требует больше усилий....

      Удалить
    2. Ой, они, наши ученики, даже и не такие, как 5 лет назад. Теперь нужно не просто отобрать интересный, нужный и мотивирующий к обучению материал, но и преподнести ученикам его так, чтобы им захотелось идти даль в своих познаниях.

      Удалить
    3. Да, Анна Борисовна, это так... Мы с каждым годом ДОЛЖНЫ всё больше и больше уметь...

      Удалить
  5. В связи с темой о мышлении и восприятии информации в целом. Недавно погрузилась в просмотр канала ВДудя. Начала с "Колымы", а теперь смотрю другие выпуски.
    Вот где пример того, как надо увлечь зрителя и слушателя, в том числе молодежь. Разные формы подачи - текстовые врезки, крупные планы, истории в истории и другое.
    Клиповое мышление у детей создают сами родители, с младенчества отправляя их с радостью в планшеты, чтобы не докучали.А учителям достается готовый продукт клипового мышления,с которым приходится работать и, по возможности, видоизменять для пользы дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      Огромное спасибо за рекомендацию, обязательно посмотрю и сделаю собственные выводы! Как-то до сегодняшнего дня я слышала эту фамилию исключительно с упоминанием про споры...
      Планшет планшету рознь... Ведь можно просто мультики развивающие показывать, да даже советскую классику, от которой вреда не будет, а можно отдать планшет "на откуп" ребёнку и... пусть что хочет, то и делает-смотрит, а это уж совсем другое. А потом родители же будут винить во всём школу!!!

      Удалить
  6. С интересом прочитала, Лилия Павловна! Удобно, что Вы собрали многое из Интернета в одном месте. Мне всегда нравилось, как Вы подаете информацию - и вроде много текста, но читается цельно, да все по делу. Согласна с Чумработницей, клиповое мышление создают родители. Они получили уникальную возможность - занять детей, чтобы те им не докучали. Раньше надо было столько прикладывать усилий, а теперь дал ребенку гаджет и можно заниматься своими делами.
    И конечно, горячо поддерживаю Вас в том, что современные технологии должны служить образованию, а не наоборот.
    В своих детях часто замечаю вот это неумение связать детали, провести аналогии, сравнения. Бегут за новыми впечатлениями, даже не трудясь обдумать увиденное-услышанное... Борюсь :)
    И элемент соревновательности в моем классе - на первом месте. Никогда раньше столько его не использовала. Но здесь, действительно, как прохождение уровня - кто выше, тот и крут. Эх, может, что-то и скорректирую. Капельку. Потому что у клипового мышления есть плюсы, как и минусы есть у понятийного...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Признаться, многое собирала из Интернета по крупицам и по фразам, чтобы общая картина получилась наиболее полной, ведь это как раз та тема, которая часто затрагивается в актуальных выступлениях на самых разных уровнях, а потому надо "быть в теме", а не просто "где-то краем уха" слышать... Очень рекомендую приведённые в конце источники и фильм!
      Для меня Ваша работа с детьми - образец профессионального сочетания новых технологий с играми, викторинами, полезными "фишками" интернета на уроках и вне их, именно так должно выглядеть современное обучение! Спасибо Вам за то, что делитесь в блоге класса! Уверена, "клиповиков" среди букволётов не будет!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! С интересом прочитала Вашу статью,я далека от профессии учителя,но полностью согласна,технологии должны помогать ученикам ,а не вредить. И это огромный труд-направить мышление ученика в правильное русло. Удачи Вам!
    Со Светлой Пасхой поздравляю.
    Пусть мир в ваш дом она несет.
    Вам счастья и добра желаю,
    Удача пусть в делах вас ждет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам за добрые слова и пожелания!
      Конечно, в эти праздничные дни совсем не хочется думать о чём-то серьёзном, о школе, но... каждый день нам приносит что-то новое...

      Удалить
  8. Лилия Павловна, добрый день. Прочитала и Вашу публикацию, и отзывы. Важную тему Вы затронули. Даже палка в умелых руках - это уже инструмент. Тоже и про гаджеты. Важно, чтобы они были инструментом развития, а не отупения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Конечно, современные технологии и возможности огромны, но... надо использовать и с умом, и не отвергая проверенное годами и поколениями...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Увы, и ах...
    Клипповое мышление - это новый формат середнячка человека, мещанина 21 века. В купе с потребительским форматом отражает переход из индустриального в новое цифровое общество.
    "Мы все смотрели понемногу чего-нибудь и как-нибудь, но где припомнить я не мОгу, пойду прилягу отдохнуть".
    С клипповым мышлением и быстротой принятия решения шагает вместе безответственность. Я бы выделила это как один из факторов клиппового мышления - неспособность мыслить стратегически и критически. Этих людей легко обмануть, ими легко управлять, манипулировать.
    Понятийное мышление - удел элитарного образования. Лишь немногие будут получать к нему доступ. в какой-то момент 20 века властьпридержащие утратили свое интеллектуальное преимущество, дав возможность получить хорошее образование любому крестьянину. Теперь идет отстройка по уровню интеллекта.
    Я вижу разделение на плебеев и элиту через мышление.
    Формировать системное мышление - это труд. Противостоять этому можно через вариативные подходы. Например, у нас в лицее есть предмет логика, с помощью которого формируется системное понятийное мышление. И еще курс "Основы исследовательской деятельности" - это надпредметные области, детям они трудны, но в итоге, они получают свое преимущество при поступлении в вузы в том числе благодаря им.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Как-то прочитала, что в современном мире... слишком много умных и образованных людей, слишком доступно высшее образование, быть может, это и с клиповостью связано? Действительно, понятийное мышление как-то затирается клиповым, всё меньше и меньше молодёжи что-то основательно изучают и знают, но ведь к этому же и "стремимся" на гос.уровне, чтобы человек был универсален и многозадачен??? Вопросов много.. Спасибо Вам за размышления, они заставляют задуматься!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! Наверное это моя беда, но я лишен клипового мышления. Мне обязательно надо основательно разобраться в ситуации, либо вообще в неё не вникать. В школе это очень мешало. Сейчас помогает. Моё желание докапываться до истины и не принимать на веру сказанное - это часть моей будущей профессии. Наверное, это присуще только юристам и журналистам. Хотя, медики тоже не всегда должны верить первому впечатлению, но им проще - у них есть основа.
    А среди моих знакомых много "клиповиков". Но с ними не интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван!
      Спасибо тебе за размышления! Пусть всё-всё в учебе складывается хорошо, ведь именно сейчас и закладывается основа профессии!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна! Прочитала ваши размышления и поймала себя на мысли, что меня очень раздражают "новые слова"(сторителлинг и др.). Я немного не в тему, но оооочень раздражает! Почему мы так прогибаемся под запад, ведь у нас много своих слов? Почему наставники вдруг стали называться непонятными для нас тьюторами и т.д.? А от клипового мышления никуда не денешься, оно уже есть! Может исчезнет, а может будет развиваться дальше. Всего вам наилучшего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Полностью согласна - русский язык богат настолько, что прекрасно справился и без множества заимствований... Но как где-то услышала, через пару сотен лет будет на нашей планете один язык, одна раса, где смешается всё. Наверное, мы к этому и идём потихонечку...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^