Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

пятница, 25 июля 2014 г.

Педагогическая культура, или Учительские ошибки, или Мой "коркоран"

Сегодня днём, общаясь на одном из педагогических форумов, поразилась просто невиданной безграмотности и абсолютному отсутствию культуры у... педагогов! И не здороваемся мы, и встреваем без разрешения, и позволяем себе ненормативную лексику, и не утруждаем себя ответной благодарностью... Этот список можно продолжать и продолжать. Но больше всего меня поразила обычная безграмотность - орфографическая, грамматическая, пунктуационная.

Смешно или бесконечно больно, обидно, страшно?

Для начала предлагаю вспомнить основные слагаемые педагогической культуры:
педагогическая направленность личности;
психолого-педагогическая эрудиция и интеллигентность;
нравственная чистота;
гармония рационального и эмоционального;
система профессионально-педагогических качеств;
педагогическое общение;
требовательность к себе;
стремление к самосовершенствованию.

Вот вроде бы и нет нигде этой грамотности, но неужели современный педагог, имея СТОЛЬКО возможностей (справочные сервисы Интернета, подчёркивание ошибочно написанных слов, автоматическое исправление ошибок и пр. и пр.), не может дисциплинировать себя и хотя бы ПОПЫТАТЬСЯ писать правильно? Не это ли можно прочитать в пп.2, 7-8 слагаемых педагогической культуры?

Я не согласна с теми, кто пытается найти оправдание безграмотной речи учителя, ведь учителя  уже по определению должны быть высокообразованными людьми! Вы же не станете спорить, что НОРМОЙ является то, что человек соблюдает правила личной гигиены, выполняет требования общежития, спускает за собой воду в туалете, не ест руками из общей посуды. И при всём этом он уважает не только себя, но и свою Родину, свой народ, свой язык. По крайней мере, так было до сих пор. Почему же наше сознание изменилось настолько, что мы готовы оправдать корявую речь человека с университетским образованием местом рождения или тем, что он преподает НЕ русский язык, а, предположим, математику или физкультуру?

Почему то, что мы НЕ позволяем учителям русского языка и литературы, мы можем позволить/простить/не заметить учителю музыки, химии, биологии, географии, начальных классов и др.?
ПО-ЧЕ-МУ ??? 
Они разве НЕ УЧИТЕЛЯ? Они могут не обладать частью педагогической культуры?

Языковые нормы ДОЛЖНЫ сохраняться, они должны быть едиными ДЛЯ ВСЕХ граждан, а не выборочно! А ещё оберегать язык обязано государство, потому что с разрушения языка начинается разрушение нации и не только, даже цивилизации!
Я не понимаю, почему современные правила подстраиваются под разговорную речь или под то, как их привыкло употреблять большинство? Получается, если на самом высоком "руководственном" уровне кто-то постоянно допускает ошибки, то что, проще поменять правила, чем научить его/их писать правильно? )))))))
Ну вот привыкла я, что слово "кофе" мужского рода!

"Теперь не ошибка сказать «черное кофе» или поставить ударение в слове «договор» на первый слог. Также словари разрешают говорить «йОгурт» и «йогУрт», «по срЕдам» и «по средАм».
«Интернет» правильно писать только с большой буквы, а «Цхинвали» не иначе, как с «и» на конце. «Факсимиле» произносится с ударением на второй слог.
Наибольшие проблемы при написании часто вызывают заимствованные слова, в частности, начинающиеся на ре — и ри-. Новые справочники и здесь приходят на помощь. В них можно найти слова «риелтор» и «ремейк», а также «офшор», «диггер», «факс-модем» и «файл-сервер».
«Файф-о-клок» теперь тоже считается русским словом и вполне можно сказать «у меня не было сегодня файф-о-клока» в значении «я сегодня не полдничал»." Источник.

Ну что, коллеги, Вы сегодня файф-о-клокали? ))))))

Предлагаю всем нам вспомнить, что когда-то давно безграмотность была нормой для низших слоёв населения России. Считалось, что русскому мужику грамота незачем, лишь бы пахать умел. Грамотная речь всегда была одним из главных показателей образованности и интеллигентности человека.
Вопрос: Может быть, сегодня мы нашли другой - более значимый - эквивалент этому показателю?

Двести лет назад средний школьный учитель был на порядок более образован, чем средний родитель школьника. Поэтому школьники получали от учителя те знания и ту культуру, которые они не могли получить от своих родителей.
Что изменилось в двадцатом веке? Родители стали образованнее? Учителя поглупели? Или мы все идём к утопии?

В США учитель, не умеющий ни читать, ни писать, 
целых 17 лет успешно работал в школе.
По словам самого Джона Коркорана, он был безграмотным еще в школе, но преподаватели просто переводили его из класса в класс, отказываясь замечать его проблемы: «Помню, когда мне было 8 лет, я просил Бога: «Пожалуйста, завтра, когда будет моя очередь читать, сделай так, чтобы я мог читать». В классе я притворялся невидимым, и когда преподаватель говорил: «Джонни, читай», я просто пережидал, потому что ему нужно продолжать урок».
Позднее, чтобы скрыть свою неграмотность, Коркоран стал нарушать дисциплину. С 5-го по 7-й класс его постоянно выгоняли и отстраняли от занятий. «Учителя считали, что у меня эмоциональные, психологические и поведенческие проблемы, а не проблемы с чтением», – говорит он. Различными обманными путями ему удалось окончить школу и получить аттестат в 1956 году. «Я сдавал чужие работы, встречался с кем надо и общался с абитуриентами. Воровал тесты и просил друзей делать задания за меня. Я не понимал написанное, но понимал систему, понимал людей», – пояснил Коркоран.
Поскольку у него были достижении в спорте, Коркорана после школы взяли в педагогический колледж Texas Western College. Там, по его словам, он тоже постоянно обманывал. В 1961 году Коркоран закончил колледж со степенью бакалавра. Он утверждает, что в то время все еще был безграмотным. Из-за нехватки преподавателей после учебы он сразу получил работу. «Когда я закончил университет, школьный округ в Эль-Пасо, где я ходил в школу, дал работу почти всем выпускникам колледжа», – говорит Коркоран.
По его словам, он проработал учителем 17 лет. Вел уроки устно, а в остальном полагался на добровольных помощников. «Я создал устную и визуальную среду, где не было письменных слов. В каждом классе у меня было 2–3 помощника, которые писали и читали», – рассказывает он. Оглядываясь назад, Коркоран вспоминает: «Как преподавателю мне действительно было больно думать, что я не умею читать. Это позор для меня, для страны и школы». Потом Коркоран бросил преподавание и занялся недвижимостью, став в итоге успешным риэлтором.
К вопросу своей грамотности Коркоран вернулся, когда ему исполнилось 48 лет. Обратившись в специализированный центр, за год он научился читать на уровне 6-го класса школы. Сейчас Коркоран является поборником идеи грамотности. «Думаю, что неграмотность в Америке – это форма пренебрежения к детям и жестокого обращения с ними», – считает он. Бывший неграмотный учитель успел написать 2 книги: «Учитель, который не умел читать» и «Дорога к грамотности», а также создать фонд, который занимается обучением безграмотных в штатах Калифорния и Колорадо.

Можно бесконечно долго негодовать и охать, как такое могло случиться, кто позволил, как проглядели?! А можно задуматься и поискать "коркорана" в себе...

Сразу же хочу уточнить, что речь идёт не об ОПИСКАХ, которые могут быть у каждого (хотя описки эти бывают именно в нашей "печатной" речи, думаю, в журнале или в заявлении мы описок не делаем!), а именно о том, насколько правильно мы выражаем свои мысли в блогах и комментариях. Описки всегда досадно обнаруживать, особенно, когда нельзя их исправить. Но ведь есть и те, кто пишет с такими ошибками, что невольно закрадываются в голову вопросы...

Признаюсь, однажды я поступила очень плохо. Одной коллеге в обсуждениях её работы на сайте анонимно (но очень корректно и вежливо) я написала о том, что следует больше внимания обращать на правописание, ведь она учитель. Коллега обиделась. Уточню, я написала это именно анонимно. Не со зла. Без плохого умысла. Но уже просто невозможно было читать её искренние, добрые, замечательные строки с грубейшими ошибками. Конечно, коллега негодовала и сокрушалась... Но!!!!!! Но она обратила на это внимание и стала писать заметно грамотнее! Вы скажете, что негоже так было поступать? Я знаю. Но не могла поступить иначе. Смотрю на её тексты до и после и... и понимаю, что всё не зря.

Мой "коркоран"
Можно ли сказать, что я пишу абсолютно грамотно? Конечно, нет. Ведь многое из школьной программы уже подзабылось. Но я стремлюсь к тому, чтобы допускать как можно меньше ошибок! А как обидно было услышать похвалу от одной из коллег, что мне можно поставить хорошую "4"! ))))) О-о, как я "вскинулась" поначалу - если мне можно ставить "4", то тогда что ставить ..... )))))))) Это меня настолько задело, что стала повторять правила русского языка на досуге! 
Я знаю, что в своей "печатной" речи использую недопустимые символы - скобочки (для того, чтобы показать смысловое значение-настроение той или иной фразы) и многоточие (показывающее, что мысль может быть развита и дальше). Но я так не пишу в официальных документах, в журнале и т.д. Можно ли сказать, что этим я нарушаю правила русского языка? Да. 
Не оправдывая себя, просто констатируя - но как больно видеть досвиданья, увожаемый, нравственый, благодорю,  искуство, преподователь и др... 
 Я вижу, что мне стало тяжело определить правописание частицы НЕ, я понимаю, что некоторые наречия не даются. Ну что ж, есть время и желание, буду изгонять из себя "коркорана", чтобы даже самый взыскательный читатель смог поставить мне хотя бы "5-"!

Этими размышлениями я хочу открыть новую рубрику, название и заставка которой говорят сами за себя:


Коллеги, а что Вы думаете о составляющих педагогической культуры? 

Можем ли мы считать её частью 
орфографическую и пунктуационную грамотность?

Или только учителя русского языка и литературы 
должны и обязаны писать правильно, 
а остальным простительно? 

34 комментария:

  1. Лилия Павловна, что-то сегодня некоторых из нас потянуло на серьезное. Скучаем. А думаю я так:
    [card="blue"][si="3"]Богат, труден и велик
    Наследия русского язык!
    Как часто мы роняли слёзы,
    Учась чистописанию и грамотности сразу.
    Уроков школьных не забыть,
    Ведь завещал ещё Некрасов:
    "Поэтом можешь ты не быть,
    Но грамотно писать обязан!"
    [/si][/card]

    Я уверена, этим все сказано

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Что поделать, и такое бывает! Тема учительской грамотности давно не даёт покоя...
      Отличное стихотворение, спасибо!

      Удалить
  2. Анонимный25 июля, 2014 23:04

    "— Атличный рассказ. Прачетал судавольствием.
    — Вы слово «рассказ» неправильно написали."

    Здравствуйте, Лилия Павловна! Опять вы задели за живое.Все чаще думаю, что я знала немного, а забыла еще больше - это о правилах русского языка. Но здесь все понятно - раньше я очень много читала. А сейчас... мало.
    Негодование Ваше мне понятно.
    Почему так происходит? Мне кажется, что изменилась система ценностей. Образованный человек не особо ценен. Помните эту историю (на подобных примерах выросло нынешнее поколение)?
    "Дело происходит в начале XX века. Пятнадцатилетний еврейский мальчик эмигрирует в Америку. Первым делом он приходит в синагогу просить работу. Там говорят:- У нас есть для тебя работа. Можешь быть служкой. Ты грамотный?- Нет, - отвечает мальчик.- Ну тогда извини, - говорят ему, - работы нет. Расстроенный мальчик идет на улицу, на последние деньги покупает апельсин, выжимает сок, продает его. На эти деньги покупает два апельсина, опять выжимает сок. Мало-помалу он покупает фруктовую лавочку, потом крупный магазин, и, наконец, через сорок лет он знаменитый фруктовый король Америки. К нему приходит журналист брать интервью. Журналист:- Вы один из самых богатых и уважаемых людей Америки. Все мы едим ваши фрукты, пьем ваши соки. Должно быть, чтобы всего этого достичь, вы много учились, закончили университет.- Нет, - прерывает его миллионер, - я нигде не учился. Я неграмотный.- Боже мой! - потрясен журналист - Такой человек и неграмотный! А, представляю, чего бы вы достигли, если б были грамотным!- А я знаю, - говорит миллионер, - я был бы служкой в синагоге."
    Так вот получилось, что сейчас деньги заняли лидирующую позицию в системе ценностей, а духом и образованностью люди, увы,обнищали.
    Позволительно ли это для учителя? Однозначно - нет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Я рада, что Вы откликнулись! Наверное, открою секрет читателям блога, но от Вас, в ближайшей перспективе - учителя русского языка и литературы, слова поддержки очень важны!
      Вы привели историю-притчу, а ведь раньше она была даже анекдотом! Я считаю, что не деньги, а вечные ценности (в том числе и родной язык, умение правильно выражать свои мысли и грамотно писать) должны стать приоритетным в обществе... Нам есть, на чем работать, чему учить!

      Удалить
  3. Лилия Павловна, ну наконец-то, хоть Вы написали об этом!!! Сколько раз я порывалась написать о наболевшем! Но столько же и откладывала... Безграмотность (малограмотность) педагогов поражает порой настолько...
    Согласна, многое забывается из школьной программы, даже я, закончившая филфак, но по специальности не работавшая, забываю, но также, как и Вы, когда сомневаюсь в написании, обязательно заглядываю в словарь, иногда и повторяю правила. Муж, видя в руках у меня словарь Ожегова, удивляется, что, мол, ты всё там читаешь?
    Страшнее то, что и в устной речи допускаются ошибки (не пОняла, мультимедиУ, парфолиу), с родителями разговаривают на "ты" (Привет, Наташ!, О, Андрюха, почисть нам участок!).

    Как-то встретила интересную статью в Интернете о совершенствовании речи педагогов, сделала у себя в блоге пост, добавила немного своих мыслей, если интересно, загляните:
    http://yellowchickens.blogspot.ru/2013/06/blog-post_10.html

    Лилия Павловна, спасибо!!! :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Малограмотность - проблема современного учительства... Мы яростно отрицаем, что в педагогические ВУЗы идут учиться троечники, а потом читаем то, что написано учителями, и понимаем, что не всё так просто.
      Жанна Витальевна, благодарю Вас за отклик! Статью обязательно прочитаю, как буду дома (позволила себе однодневный "набег" на морское побережье ), а то пока даже комментарии пишу с трудом! :)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Тема серьезная. Согласна с каждым Вашим словом. А как я себя ругаю за ошибки или опечатки! Причем, именно опечатки больше всего огорчают. Самое интересное, что проверка написанного, как правило, не дает результата: глаз замыливается, и видишь то, что хочешь!
    На уровне федеральном о проблеме грамотности уже давно говорят. Я еще в 2012 году в своем блоге писала о проекте, который запущен в нашей стране, - "Русский язык в контексте открытого образования" (http://www.gramma.ru/RG/). Я прошла двухдневные курсы, на которые приглашали всех без исключения педагогов. Что вы думаете, учителя не филологи отказывались наотрез! Зачем им это? А филологи тоже отказывались!))) Ведь они самые грамотные! А ведь цель курсов была - просвещение, а также методические рекомендации для проведения семинаров в своих школах, районах.
    Провели курсы сами авторы проекта (http://bolimz.blogspot.ru/2012/11/blog-post.html) Я приехала воодушевленная! :) Никому, кроме меня, это оказалось неинтересно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна!
      Опечатки сразу видны... Их очень легко отличить от ошибок. Я тоже себя всегда ругаю за очепятки, но иногда настолько тяжело писать без них! Например, с мобильного телефона - вроде бы набираешь всё правильно, а отправляется абра-кадабра какая-то :))
      Благодарю Вас за ссылки! Внимательнейшим образом изучу! О курсах повышения собственно грамотности МЕЧТАЮ...
      Ирина Петровна, главное, что начало положено, пусть мало педагогов сначала согласились, но это только начало! Верю в это!

      Удалить
  5. Ой, Лилия Павловна, здравствуйте, дорогой Вы наш неравнодушный человек!
    Я, как и Жанна Витальевна, давно хотела написать пост о грамотности-безграмотности, но как-то всё не складывалось:видимо, так устала бороться с безграмотностью на работе, что сил не хватило!
    Будучи молодым педагогом, выступала на одном из педсоветов и говорила о культуре речи у учащихся, и,конечно, зашёл разговор о речи учителя. Поддержали немногие. К сожалению. Ведь воспринимать себя человеком, говорящим и пишущим неграмотно, никто не желает. Одна из просьб моих тогда была такой: исправляйте в тетрадях учащихся ошибки. Но... "Нам за это не платят! Это работа учителей русского языка!" - раздавались возгласы. Вот и получается, что грамотно писать нужно только в тетрадях по русскому языку, а по другим предметам - как кому хочется.
    Проблема,которую Вы подняли, актуальнейшая. В каком же ракурсе рассмотреть мне можно её? Надо подумать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна, здравствуй, Оля!
      Спасибо Вам, Лилия Павловна, эта тема меня тоже очень сильно волнует.
      Подпишусь под каждым словом. Оля, а ты знаешь, я постоянно исправляю ошибки у учащихся - не только в английском, но и в русском языке. Ученики из-за этого перед каждым диктантом боязливо спрашивают: "А за русский язык Вы будете снижать оценку?" У них учитель РЯ и литературы строгая, я пугаю детей, что пойду и всё ей расскажу. Действует. Потому что на своих уроках я по теории РЯ задаю любые вопросы и если дети не отвечают - спасайся, кто может. А как без РЯ преподавать АЯ?

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Я рада, что Вы присоединились к обсуждению! Мнение филологов по этому поводу, как я думаю, основополагающее!
      Меня никто не просил об этом, но ВСЕГДА исправляю ошибки в тетрадях по географии! Дети, конечно, обижаются, а потом уже принимают как данность. И за почерк ругаю - сразу предупреждаю, что если какое-то слово не смогу разобрать, значит, это было какое-то глупое и не совсем правильное слово, а значит, снижу отметку... После такого предупреждения дети повздыхают сначала, а потом пишут аккуратно, разборчиво. За ошибки в словах, конечно, отметку не снижаю, но правлю красным! :) Не очень им такое нравится! А за ошибки в географических терминах и словах - снижаю.

      Удалить
    3. Светлана Николаевна, здравствуйте!
      Мы с Вами похоже действуем)))) Если ВСЕ так будут делать, представляете, насколько будет лучше!
      Вот только главное, чтобы и учителя правили ГРАМОТНО!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна. Как же Вы правы. Ну никак нам, учителям, нельзя без грамотной речи и письма. Если уж мы взялись учить, то на самом деле должны быть на голову выше, тем более сейчас, когда авторитет учителя заметно упал. Часто, когда ученики спрашивают меня, зачем им нужна та или иная формула, я привожу слова А.Эйнштейна «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили». То же можно отнести и к русскому языку и правописанию. Не помнишь правил, но всегда можешь их найти в справочниках, а в словарях посмотреть правописание слов.
    Уж, казалось бы, столько раз смотрели фильм «Доживём до понедельника, где герой Вячеслава Тихонова, учитель истории, делает замечание учительнице начальных классов. А ведь до сих пор слышу, как некоторые учителя говорят ребёнку: «Положь там-то», «Ну, куда ты ложишь?». Как сделать замечание учителю? Почему мы, исправляя ежедневно ошибки других, так чувствительны и обидчивы, если кто-то исправляет наши ошибки. Я и сама такая, а с возрастом это проявляется всё острее. Здесь только один выход: работать над собой, чтобы не за что было делать замечания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадьевна! Вы мне напомнили время, когда в моей школе "старая гвардия", как они сейчас себя называют, не стеснялись поправлять (тактично, но строго!) речевые ошибки коллег в учительской, а красной пастой исправлять в той же учительской ошибки в объявлениях. Такие листочки мгновенно исчезали и заменялись новыми. потому что было стыдно! Сейчас никто никого не исправляет... Стыдно стало исправлять! Вот и слышишь все чаще: "Ложи сюда! Поклади на место!" и др.
      Да, с возрастом правила забываются. Я сама испытываю часто затруднения с правописанием орфограмм со слитным/раздельным написанием не, а также с удвоенными согласными -нн-/-н-, но, прежде чем написать, бывает смотрю в справочнике или звоню своей учительнице, которая обязательно подскажет! :)

      Удалить
    2. Уважаемые коллеги! Вы затронули тему "корректного" исправления ошибок учителей учителями! Вспоминаю "Доживем до понедельника" ;-) Это, конечно, хорошо, если "корректно"!
      Лично я очень благодарна своей "старшей" коллеге, которая перед "Учителем года" со мной поработала в этом направлении. Было и стыдно, и обидно слышать замечания мне, молодому учителю с комплексом "отличницы". "Положить" и "класть" никогда не были для меня проблемой... И все-таки были речевые ошибки, которых я не слышала! Она и сейчас не стесняется "поучать" нас! "КОРРЕКТНО"! Не при детях! И я ей ОЧЕНЬ благодарна. Жаль, что таких учителей становиться в школах всё меньше!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Конечно, Вы правы! Но вот насколько бывает обидно слышать СНИСХОДИТЕЛЬНОЕ и "милостливое" отношение учителей русского языка к учителям других предметов, если дело касается грамотности!
      Я у себя в блоге даже специальный гаджет поставила, где у каждого посетителя есть возможность анонимно (а если захочет коллега, то и нет) подсказать мне, где допущена ошибка! Но... Только три раза этим воспользовались, два раза из которых мне показывали описки в комментариях гостей... :))
      [co="DeepPink"]Может, всем нам установить такой гаджет? Может, это послужит НАЧАЛОМ деятельности по совершенствованию своей грамотности?[/co]

      Как думаете, коллеги?

      Удалить
    4. Ирина Петровна!
      Хохочу! )))))))))) Я застала такое в своей школе! А в прошлом году "душа поэта" не выдержала - исправила красным слово на доске объявлений в учительской! Ооооо, сколько потом было гнева - всё искали "наглого и бездушного"))))

      Удалить
    5. Да, Ирина Александровна, таких преподавателей становится всё меньше...
      Я думаю, что очень важно, чтобы каждому учителю встретился тот человек, кто направит и поможет. Ведь иногда достаточно не толчка, а тычка :)

      Удалить
  7. Спасибо, Лилия Павловна, что затронули эту тему. Сама часто вижу, что стала сомневаться в, казалось бы, очевидных вещах. С интересом читаю учебник сына, понимаю, как многое уже забылось.
    Но ведь часто встречаются в Сети элементарные ошибки, которые допускают даже учителя. Почему? Плохо учились в школе. Лично я до сих пор удивляюсь, когда узнаю, что некоторые из моих одногруппниц по колледжу работают в школе. Как? Не знаю. Как Коркоран, наверное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      К сожалению, так и получается, что чем дальше школьная скамья, тем хуже вспоминаются правила... Но именно сейчас, в век дистанционного обучения, у каждого ВСЕГДА есть возможность подучиться. Помню, что на одном из родительских собраний мне рассказывала мама одного ученика, что сама она училась в школе плохо, но проучилась ещё три раза со своими детьми, все правила вспомнила-выучила, так что она сейчас намного грамотнее себя 20 лет назад)))
      Вы написали про одногруппниц, и ведь они РАБОТАЮТ? УЧАТ? Подают пример??? Кошмар...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна. И опять я не могу пройти мимо Вашего поста. Я всегда ОЧЕНЬ переживаю за то, что написала, так как боюсь, что сделаю глупые ошибки. Всегда перепроверяю. Если сомневаюсь в написании с какой-либо частью речи частицы "НЕ", стараюсь заменить.. Ищу правила написания... Иногда мне кажется, что проще написать что-то по-английски ;-)))
    И если письменную безграмотность учителя дети могут и не знать (не каждый учитель ведет блог или много пишет на доске), то грамотность речи- это "наше ВСЁ"! В нашей речи НЕЛЬЗЯ допускать
    "ВРЕДИТЕЛЬСТВА"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, так это ж замечательно! ;)
      Как я Вас понимаю.... Я тоже начинаю или фразу строить по-другому, или заменять синонимами! :)) Понимаю, что это не выход, но...
      До сих по вспоминаю случайно увиденное на доске: "Двацатое марта" !

      Удалить
  9. Совсем забыла про «Файф-о-клок»! Смех и грех!!! Честное слово! И почему не "файФ"?!
    Недели две назад прочитала книгу Антона Вольского "Англия. Билет в одну сторону". Вот, что он пишет об этой традиции:
    "Согласно опросам, большинство англичан с удовольствием выпьют чашку кофе вместо чая. Традицию пить чай в 5 часов вечера (знаменитый five o'clock tea) теперь поддерживают только дорогие отели, такие как Claridge House или Ritz, куда стоит заглянуть хоть раз просто для того, чтобы прочувствовать эту уходящую или безвозвратно ушедшую традицию, а также некоторые специальные магазины, называющиеся по старинке tea room (чайная комната)...
    В Англии теперь даже есть клубы любителей вечернего чая - верный признак умирающей привычки."
    Если на родине five o'clock tea уходит в прошлое, так ли необходимо это понятие в нашей лексике?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Александровна, а я в нашей русской речи такого слова (словосочетания) даже и не слышала!!!!!!!!!!!!!!!! Сразу подумала, что это, скорее всего, в Москве и Санкт-Петербурге так говорят?
      Огромное спасибо Вам за пояснение! Обязательно расскажу ребятам! Пусть знают, что не всё, что можно, НУЖНО!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я всегда удивляюсь тому, что в педучилище принимают поступающих "двоечников" по русскому языку. Ладно ещё приняли, так и выпустили с тем же уровнем! Вот и безграмотный педагог! И высшее умудряются получить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Несколько раз перечитала Ваш комментарий - всё не верилось... Я даже и не знала, думала, что с "2" по ЕГЭ никуда не берут... И чему потом научит такой педагог..?

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень важная тема в нашем непростом мире. Когда многие дети не способны сдать ЕГЭ по русскому языку, когда они не могут пользоваться Т-9 (словарь), потому что безграмотны, именно учитель должен был стать оплотом грамотности и примером правильного использования языка. А на деле, многие учителя, особенно молодые, просто поражают своей безграмотностью. Доходит до того, что дети исправляют ошибки учителя - филолога. И ситуацию надо спасать, потому что старые учителя уходят, а молодежь из поколения 90-х не видит большой беды в своей безграмотности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Оксана Евгеньевна!
      Привет "недельной" морячке от "однодневной"! ;)
      Оксана Евгеньевна, а я вот не думаю, что безграмотность больше присуща молодёжи. Ведь с годами и правила забываются быстрее! Просто молодёжь более активна, больше на виду!
      Благодарю Вас за мнение и... ОТЛИЧНОГО отдыха!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Лилия Павловна! Тема грамотности сегодня действительно очень актуальна, при этом не все согласны с тем, что безграмотных сегодня стало больше. Не нужно забывать, что раньше не было Интернета, и рядовой гражданин не мог вот так запросто выйти на чат-форум-сайт, чтобы оценить, насколько грамотно пишут люди той или иной профессии (интересов, возраста и т. д.). Я намеренно не делаю акцент на учителе, ведь необходимость быть грамотным входит в общую культуру человека, а не исключительно в педагогическую. Конечно, не нужно забывать о том, что это не всем "дано", и хотя сегодня есть Грамота.ру, например, но и в неё за каждым разом, наверное, "бегать" устанешь, если в памяти нет даже элементарных правил, однако, несмотря на всё это, само стремление быть грамотным, осознание важности этой составляющей своего культурного уровня и всё-таки подавление элементарной лени и самопроверка своей речи в сложных случаях посредством электронных порталов и словарей должны быть у каждого человека обязательно. Дело в том, что после школы и вуза самообразование обычно перестаёт иметь систематический характер, ведь у человека появляется работа, а в освоении правил русского языка не каждый видит свой досуг, и это нормально. Но если человек просто раз за разом сверяется во всех случаях, когда сомневается, то правила, правописание, произношение сами собой откладываются в голове, ведь язык тем и уникален, что, с одной стороны, это предмет науки (языковедение), а с другой – мы ежедневно вынуждены обращаться к нему, занимаясь своеобразной массированной практикой по применению теории этой науки, ведь мы же каждый день говорим и пишем (!), а жёсткая практика часто автоматом закрепляет теорию, только если заниматься самопроверкой (это подтверждается и пользой чтения: если человек много читает, то обычно грамотен, потому что перед его глазами каждый день проносится океан правильной письменной речи). Ни к одной другой практике мы не прибегаем также часто, как к языку: представьте, что для обмена информацией, нам бы нужно было решать простые, но самые разнообразные уравнения и неравенства в огромном объёме, причём часами и не задумываясь. Этого мы не можем, потому что математика такой практики и не подразумевает, а язык – да. Только вот не всегда получается писать и говорить именно «не задумываясь», поэтому нужно проверять себя и постоянно совершенствоваться.
    Отдельный вопрос, конечно, исправление ошибок у других. В культурном обществе сложилось отрицательное отношение к указанию на ошибки, и раньше это было обоснованно (не было такого объёма ошибок и опять же многих форм коммуникации просто не было – Интернет, местные СМИ…), но сейчас отношение к этому меняется, и это тоже верно. Главное при исправлении: предельная вежливость и корректность указания. Плохо как раз то, что некоторые используют это с целью обидеть, унизить, поставить на место собеседника, поэтому и доброе желание исправить часто воспринимается в штыки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Евгений!
      Думаю, что современная малограмотность видна везде – сколько ошибок можно увидеть на этикетках, на транспарантах и рекламных растяжках, даже в официальных документах…
      Конечно, общая культура человека должна включать в себя грамотность, это даже не обсуждается! Но учительская грамотность, как мне кажется, несколько обособлена… Кому мы легче (хотя и этого нельзя делать!) простим ошибку – фрезеровщику или учителю?
      Я думаю, что для начала наше общество должно ПРИУЧИТЬ себя больше читать, ведь у многих развита именно зрительная память! А где чтение, там и правильная письменная речь, Вы правы.

      Удалить
  13. Добрый день, Лилия Павловна! А я бы обратила внимание не только на грамотность педагогов, но и на умение выражать свои претензии к ученикам. :))
    Приходит как-то мой внук-первоклассник Петя домой и приносит в дневнике замечание от учителя "Не следит за своей речью" :(
    Мама и папа в шоке! Первая мысль: ребенок использует ненормативную лексику.:((
    Слава Богу, что наказывать ребенка сразу не стали, а быстренько побежали в школу с вопросом к учителю ^#(^
    Оказывается, что во время чтения на уроке Петя не водит пальчиком по строчке...
    А, конечно, не понимаю зачем бегло читающему ребенку "водить пальчиком по строчке", наверное так положено, но...
    согласитесь, замечание, оставленное учителем в дневнике...:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да уж... Приведённый случай очень показателен! К сожалению, бывает и такое! "Перлы" в дневниках остаются надолго!

      Удалить
  14. Здравствуйте, Лилия Павловна. И вы, и коллеги очень правильно говорите о грамотности учителя. Я стараюсь не делать ошибок в речи и письме, помня правила из моего школьного прошлого( хотя порой перебарщиваю с запятыми), но если возникает вопрос, с которым приходится обращаться к "русоведам", то бывает доходит до абсурда - сколько учителей, столько и мнений, хотя в нашей гимназии работают знающие уважаемые учителя, просто русский язык настолько многогранен, что лучше доверять своей интуиции.По поводу подстраивания правил под большинство: все считают правильным перед тем, как заасфальтировать новую дорожку, посмотреть, где ее протопчут люди, так может и с новыми словами так стоит поступать? Ведь это не точная математика, а живой язык, и каждое поколение вносит свои изменения. И речь учителя может содержать различные обороты, сравнения, изюминки, присущие только ему, даже если они и не являются академически правильными. Но это ни в коем случае не исключает вечное "не" с глаголами пишется раздельно" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Васильевна!
      Благодарю за комментарий-рассуждение! Да, Вы абсолютно правы - грамотность учительская должна быть, хотя бы в самом элементарном... Сейчас много в язык приходит новых слов, но бывает бесконечно удивительно, когда заимствованные слова вытесняют из речи наши, русские, которые давно существовали, когда язык Пушкина и Лермонтова меняется до неузнаваемости. К сожалению, много очень странных примеров...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^