Почти на неделю я "выпала" из своего блога, и третья четверть у моего класса началась в понедельник без классного руководителя... Почему? А потому, что в городе Краснодаре прошёл (теперь об этом можно говорить в прошедшем времени) самый главный конкурс в профессиональной жизни педагогов - муниципальный конкурс "Учитель года города Краснодара-2014"! Уже совсем скоро (завтра) мы узнаем имя победителя, а пока хочу поделиться своими итогами и выводами...
Правда, они у меня весьма специфичны! )))))
Вывод главный: я бесконечно рада, что у меня была возможность там быть!
Вывод первый: есть ЛЮДИ, а есть просто ЧЕЛОВЕКИ.
Вот уже не первый раз наблюдаю Конкурс снаружи - т.е. не являясь его непосредственным участником. Участвую в открытии (на данный момент я председатель общественной организации Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара"), третий год подряд - председатель межпредметных жюри заочного тура и по выбору "Урока XXI века", пишу статьи о конкурсе для Блога Ассоциации, помогаю в публикации постов о конкурсе...
И вот сегодня я отчётливо поняла, что к величайшему сожалению в Конкурс (позвольте мне его называть именно так, с большой буквы) приходят Люди (талантливые, творческие, стремящиеся учиться и профессионально развиваться) и попадают "человеки" (случайные такие человечишки, мнящие себя Великими и совершенно не воспринимающие критику). И я бесконечно рада, что рядом со мной всё же больше Людей...
Взять вот, например, Совет Ассоциации. Зачастую они тратят столько времени на то, чтобы сделать что-то для других, взамен не получая даже доброго слова, что возникает вопрос о том, зачем им всё это нужно?
Вывод второй: любой конкурс - это учёба.
Для меня каждый Конкурс - это учёба. Да, я не присутствую на занятиях для конкурсантов на неделе методических консультаций и тренингов, но ведь я потом ВИЖУ то, чему научились многие из них... А какой бесценный опыт получаю во время работы в Общественном жюри - я вижу 10 воспитательных мероприятий, 10 мастер-классов, 10 родительских собраний на разные темы! На каких курсах повышения квалификации Вы смогли бы всё это увидеть???
Вывод третий: молодо - не зелено, а глубоко!
Думаю, многие из вас слышали фразу о том, что молодой учитель меньше знает и учит хуже, чем опытный. Так вот я в очередной раз убедилась в том, что это не так! В Блоге Ассоциации готовятся к выпуску (а часть уже опубликована) репортажи о конкурсных днях. При желании Вы можете прочитать многие из них...
Молодая учительница физкультуры меня очень удивила. Во-первых, несколько минут её самопредставления я всерьёз думала о том, что передо мною учитель русского языка и литературы - она рассказывала о книгах и о том, чему они её учат. А вчера она сказала гениальнейшую фразу: "Есть два способа возвыситься в этой жизни - унизить других или преодолевая в себе недостатки стать на ступень выше" (смысл верный, но фраза звучала покрасивее)))))) И наглядно продемонстрировала это вместе с детьми, став на одну ступеньку вместе с ними, а потом поднявшись на ступень выше...
Вывод четвёртый: быть благодарным очень трудно, а ещё труднее быть объективным...
Вопрос благодарности вообще очень сложный... Ведь как просто - воспользовался чьими-то знаниями, выдал их за свои, и молодец... Или ещё образчик - получил и даже не сказал СПАСИБО... Но хуже всего то, когда (применительно к Конкурсу) ощущаешь себя звездой, а другие этого не понимают... В чём причина? В слепоте других или переоценке себя? Да и вообще - самое последнее дело вопрошать потом "А судьи кто?" ))))) Вопрошать-то можно, а если ответ не понравится??? Или ещё похлеще - раз не выиграл ты (самая яркая звезда), значит, всё было решено заранее...
Постарайся быть честным
Правда, они у меня весьма специфичны! )))))
Вывод главный: я бесконечно рада, что у меня была возможность там быть!
Вывод первый: есть ЛЮДИ, а есть просто ЧЕЛОВЕКИ.
Вот уже не первый раз наблюдаю Конкурс снаружи - т.е. не являясь его непосредственным участником. Участвую в открытии (на данный момент я председатель общественной организации Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара"), третий год подряд - председатель межпредметных жюри заочного тура и по выбору "Урока XXI века", пишу статьи о конкурсе для Блога Ассоциации, помогаю в публикации постов о конкурсе...
И вот сегодня я отчётливо поняла, что к величайшему сожалению в Конкурс (позвольте мне его называть именно так, с большой буквы) приходят Люди (талантливые, творческие, стремящиеся учиться и профессионально развиваться) и попадают "человеки" (случайные такие человечишки, мнящие себя Великими и совершенно не воспринимающие критику). И я бесконечно рада, что рядом со мной всё же больше Людей...
Взять вот, например, Совет Ассоциации. Зачастую они тратят столько времени на то, чтобы сделать что-то для других, взамен не получая даже доброго слова, что возникает вопрос о том, зачем им всё это нужно?
Вывод второй: любой конкурс - это учёба.
Для меня каждый Конкурс - это учёба. Да, я не присутствую на занятиях для конкурсантов на неделе методических консультаций и тренингов, но ведь я потом ВИЖУ то, чему научились многие из них... А какой бесценный опыт получаю во время работы в Общественном жюри - я вижу 10 воспитательных мероприятий, 10 мастер-классов, 10 родительских собраний на разные темы! На каких курсах повышения квалификации Вы смогли бы всё это увидеть???
Вывод третий: молодо - не зелено, а глубоко!
Думаю, многие из вас слышали фразу о том, что молодой учитель меньше знает и учит хуже, чем опытный. Так вот я в очередной раз убедилась в том, что это не так! В Блоге Ассоциации готовятся к выпуску (а часть уже опубликована) репортажи о конкурсных днях. При желании Вы можете прочитать многие из них...
Молодая учительница физкультуры меня очень удивила. Во-первых, несколько минут её самопредставления я всерьёз думала о том, что передо мною учитель русского языка и литературы - она рассказывала о книгах и о том, чему они её учат. А вчера она сказала гениальнейшую фразу: "Есть два способа возвыситься в этой жизни - унизить других или преодолевая в себе недостатки стать на ступень выше" (смысл верный, но фраза звучала покрасивее)))))) И наглядно продемонстрировала это вместе с детьми, став на одну ступеньку вместе с ними, а потом поднявшись на ступень выше...
Вывод четвёртый: быть благодарным очень трудно, а ещё труднее быть объективным...
Вопрос благодарности вообще очень сложный... Ведь как просто - воспользовался чьими-то знаниями, выдал их за свои, и молодец... Или ещё образчик - получил и даже не сказал СПАСИБО... Но хуже всего то, когда (применительно к Конкурсу) ощущаешь себя звездой, а другие этого не понимают... В чём причина? В слепоте других или переоценке себя? Да и вообще - самое последнее дело вопрошать потом "А судьи кто?" ))))) Вопрошать-то можно, а если ответ не понравится??? Или ещё похлеще - раз не выиграл ты (самая яркая звезда), значит, всё было решено заранее...
И применительно ко всем моим выводам хочу привести стишок из интернета (автора не нашла)... Хороший такой стишок, волнительный и самооправдывающийся... Почему-то мне кажется, что тех, кто так думает, очень мало...
Будешь скромной - растопчут.
Будешь буйной - снесут.
Будешь умной - прогонят.
Доброй быть? - Засмеют!
Будешь грешной - осудят.
А цветущей - сомнут.
Будешь чистой - загадят,
Ну, а злой - проклянут.
Кем же быть? Я не знаю ...
Но, играя с судьбой,
Вновь и вновь попытаюсь,
Быть самою собой!
И моё продолжение-дополнение к нему - строки малоизвестного кубанского поэта-самоучки))))) :
И ошибки пойми!
Если вдруг невозможно,
То хотя бы прими!
Самомненье - оставить!
Самокритике - быть!
Развиваться, учиться!
Зависть-злобу - забыть!
И тогда можно смело
Говорить о себе...
Да, бывает обидно!
Может, дело в тебе?
Ищешь ты виноватых?
Посмотри на себя!
Тяжело... Очень сложно...
Но возможно всегда!
Это так, мои личные выводы, мысли вслух... Я думаю, что у каждого есть свой взгляд на всё происходящее, и это правильно...
И вот теперь хочется вернуться к заголовку поста - ВСЁ ЛИ ТАК ПРОСТО? Если не выиграл ты - в этом виноваты другие??? Надо ли задаваться извечным грибоедовским вопросом?
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьДумаю, неделя у Вас была просто волнительно-конкурсно-обучающей(ся).
Да, своим постом заставили задуматься: и снова - честно, открыто, не скрывая эмоций.
Вообще к Конкурсу "Учитель года" у меня, например, неоднозначное отношение. И это отношение усугубилось после прочтения Вашего четвёртого вывода. Конечно, иногда трудно говорить "спасибо", но, смею с Вами не согласиться, нужно чувствовать себя звездой, чтобы идти на Конкурс. Без ощущения "лучшести", на мой взгляд, мало что получится. И для меня, например, звезда и отличница - слова-синонимы в какой-то степени. За своей спиной часто слышу: "Наша звезда пошла" (чаще в уничижительном смысле, реже - положительная характеристика). В последнее время говорю: "Да, звезда! И что?" А сама переживаю о многих вещах, которые удаются и не очень. Почему? Потому что комплекс во мне - отличницы.
А разговоры о том, что этот Конкурс можно купить, наверное, не беспочвенны. Ну это так, к слову. Ведь всегда хочется оправдать себя.
Извините, Лилия Павловна: получился такой неоднозначный комментарий. Но слишком затронуло Ваше сообщение.
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьБлагодарю Вас за комментарий! В нашем городском конкурсе "УГ" есть такая градация:
-- сначала заочный тур, туда подают заявки все, кто хочет. Снимают урок на камеру, делают самоанализ и создают интернет-ресурс. Только 24 (а обычно заявлений около 100) проходят в очный тур.
-- очный тур. Сначала - неделя учёбы. Потом день1 - самопредставление, тест, методическая лаборатория.
-- день 2, туда также идут эти 24. Урок и самоанализ.
-- Остаются 10. Они - финалисты. Дают в актовом зале перед Большим (Победители всех лет, первые лица образования города) жюри и Общественным - всего около 25 человек, плюс перед гостями и помощниками (обычно это полный актовый зал школы) воспитательное мероприятие с детьми и родительское собрание с настоящими родителями, а также мастер-класс
-- остаются 5. Они - суперфиналисты. Участвуют в пресс-конференции и читают свою "Нобелевскую лекцию".
-- из них 1 - Учитель года.
Это я к слову о том, что уже в очную часть нашего Конкурса очень трудно попасть... А про "купить"? )))))))))))))) 25 человек жюри? ))))))) Ко мне не подходили)))))
Конкурс "Учитель года" называл "визитной карточкой" Краснодара назвал мэр города.... Даже предполагать то, что места куплены и распределены - явная глупость... Может только если ради самоуспокоения.. И ведь шепчутся редко и ТОЛЬКО те, кто не воспринимает критику вообще. Мне лично пока не говорили, но о чём шепчутся 3- 4 обиженные личности я знаю)))))))
Я ведь и сама ПРОСТО УЧАСТНИК очного тура... Но не чувствую себя от этого хуже. Всё ведь дело в том, КАК воспринимать похвалу или критику... Можно написать про себя всё, что угодно, но... Время всё расставляет по своим местам!
Знаете, ведь Вы правы - слово "звезда" можно воспринимать как похвалу (когда оно несёт в себе именно этот смысл, когда так называют активного, творческого учителя), а можно им не гордиться... Я читаю блоги коллег, вижу, что и Вы тоже!
В этом году была такая явная "пятёрка" достойных лидеров!!! С нетерпением жду, кто же станет Победителем! Объявят уже завтра...
Отличный комментарий получился! Помните, как я уже писала - конкурсы везде разные - честные и хорошие тоже!
Здравствуйте, Лилия Павловна! На неделю Вы выпали не только из "Географочки", но из жизни обычной (если есть такая категория). Вернее побывали в самой что ни есть настоящей жизни. И в Конкурсе, как и в жизни, есть место для всех людей. Елена Николаевна Савельева преподнесла урок и для взрослых. Как возвыситься в Конкурсе? Унизить других - это не благоразумно, и было доказано детьми))). Возвыситься самому - вот настоящее решение. Для сильных. Жаль, что некоторые так и не поняли, что Конкурс - работа над собой.
ОтветитьУдалитьБыла в Конкурсе и в роли участника, и в роли члена жюри. Жюри четко следует критериям: не задумывается, какой получится средний балл... Мало баллов - "не додали" - подумаешь вначале и, при условии, если владеешь глубокой рефлексией, справедливо расставишь всё на свои места. Не видишь своих ошибок - они повторятся вновь и вновь. Обидно, когда по завершению конкурсного испытания находишь ошибки в замысле урока (а ведь были лекции, предостережения, напутствия, Уроки!)... Конкурс в поддавки не играет. Он, как индикатор, проявляет все лучшие профессиональные качества, и, наоборот, все слабые.
Вошедшие в Конкурс всегда выходят из него другими. Разными...
Здравствуйте, Наталья Александровна!
УдалитьБлагодарю за Ваши вдумчивые и очень нужные размышления... К сожалению, после каждого Конкурса бывают те, кому кажется, что его недооценили... И получается, что если человек поймёт, ПОЧЕМУ, что ОН сделал не так, ГДЕ и В ЧЁМ можно было сделать по-другому - то он пойдёт дальше, будет развиваться... А если зациклиться на своём проигрыше и самоуничижаться, то получается, что главная цель была - победа, показ себя? Может, это и действовало бы применительно ко всем другим конкурсам, но не УГ - там нет проигравших!, ведь каждый получает просто огромный багаж знаний. А вот сколько кто возьмёт - чемодан с нужным или авоську ненужного - это уже зависит от личности участника.
Спасибо за отзыв о конкурсе, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьДля меня это было настоящее испытание на прочность. После такой закалки (когда ОТВЕЧАЕШЬ за каждое слово перед первыми лицами в образовании области и победителями прошлых лет) я перестала бояться вообще каких-либо публичных выступлений! Это моя победа! А если кому-то спать не дает чья-то "звёздность" (в хорошем смысле этого слова), это уже его проблемы.
ВИВАТ! Всем участникам конкурса! Думаю, что КАЖДЫЙ приобретает что-то хорошее от участия в нем!
Добрый день, Ирина Александровна!
УдалитьКак же я Вас понимаю!!!!!!!!! Я тоже после конкурса "Учитель года" в 2010 году перестала бояться публичных выступлений (хотя и не дошла до финала и суперфинала), но мне хватило и номинационного (директорского) жюри...
Спасибо Вам за отзыв! Я думаю, что самые главные приобретения с любого конкурса - новые знания, опыт, новые друзья.
Здравствуйте, Лилия Павловна! Согласна, объективным быть нелегко... На Конкурсе было столько интересных находок, удивительных уроков, неожиданных вопросов-ответов-мыслей... Но! Не бывает "идеальных" уроков, где-то это оговорки, где-то методические ошибки, где-то упущенные возможности, где-то "хитринки"... Почему же не послушать конкурсантам мнение коллег? Ведь на "ошибках" тоже учатся:))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна!
УдалитьВы абсолютно правы - находок и "изюминок" на конкурсе было очень много! И многие из них были или продемонстрированы всем участникам-2014 со сцены (финал и суперфинал) или описаны в репортажах в Блоге Ассоциации... Надеюсь, кому-то из участников (да и просто заглянувшим) это пригодится, сделает чуть ближе к Себе-Лучшему.
Думаю, что идеальный урок - это недостижимо)))) Ведь у каждого есть свой взгляд, свои требования, да и критерии к нему было бы очень трудно подобрать! Но вот то, что идеальный урок был бы оценён максимумом баллов - несомненно! Будем надеяться, что конкурсанты захотят услышать мнение других об их выступлениях-мероприятиях...