Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

четверг, 23 апреля 2015 г.

Дни учителя географии-2015: часть 1. Выступление на методической конференции

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я сегодня была поражена несколькими очень яркими моментами, которые произошли на методической конференции географов Краснодара. Надеюсь, что и я чем-то поразила кого-то из коллег)))) Ещё я сегодня "забросила во Вселенную" одну идею, которую вынашивала давно (это пока секрет))))), сбудется или нет - узнаем в августе, а ещё одна идея была "заброшена во Вселенную" в лице учителей географии....
Но, как обычно, обо всём поподробнее! Обещаю - удивитесь и Вы...


Широко шагает по городу XII Краснодарский педагогический марафон! Он уже прошёл во многих методических объединениях города, сегодня наступила очередь учителей географии. Вот такая общая программа была прислана во все школы города:

А вот и программа именно сегодняшнего дня. Я прошу заранее прощения, если в ходе поста немного сокращу чьи-то должности или ещё что-то. Как правильно - написано здесь:


СОШ 35 встретила нас... новогодними ёлочками, правда, без игрушек))))) Зачем и почему - не знаю, но очень интересно. Коллеги предположили, что это как-то связано с детскими поделками, стоящими на сцене. Эх, жаль, не у кого спросить...
Но скорее же о главном, о самом мероприятии!
Его открыла Наталья Маратовна Овсянникова - ведущий специалист отдела развития образования КНМЦ, наша обаятельная и всегда-всегда элегантная любимая Наталья Маратовна:
Она напомнила всем присутствующим в зале учителям географии, что педагогический марафон географов продолжается, ведь начался он 17 апреля с конкурса "Что? Где? Когда?", где 18 сильных команд соревновались за такой важный приз - поездку почти на месяц в лагерь "Орлёнок"! Также Наталья Маратовна рассказала и про завтрашний день, напомнила всем о необходимости участия в ПНПО, что нужно не бояться, но и реально оценивать свои силы... Мы узнали, что методическая экскурсия в Брюховецкий район нашего края из-за погодных условий перенесена на май, и немного пояснила наш сегодняшний день. Сегодня не будет традиционных секций, чтобы не было ни у кого мук выбора - куда именно идти, а перед всеми на пленарном заседании выступят самые-самые...

Первой выступала Мамедова Светлана Николаевна, учитель географии из СОШ №53 г.Краснодара. Тема её выступления - "Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках географии в 8-11 классах".
Светлана Николаевна поделилась, что в средних по успеваемости школах учителю очень сложно показать свой профессионализм, ведь 2/3 школьников - троечники... Она работает в 53 школе 20 лет, но те разработки, что она приготовила на сегодня, созданы за последние два года.
Она напомнила присутствующим о том, что же такое ФГОС, и сказала, что с нетерпением ждёт следующий учебный год, когда будет работать в 5 классах.
Особенностью работы Светланы Николаевны является то, что практически к каждому уроку она готовит листы для работы детям, ксерокопирует их и потом оценивает по ним работу. Были представлены и задания, в которых учитель использует материалы ФИПИ, тесты, авторские контурные карты.
"Дети у меня на уроках работают самостоятельно, я молчу, я не оратор"....................

Следующей выступала Елена Станиславовна Гадалова, учитель географии из гимназии №54, с темой "Использование геоинформационных систем в преподавании географии".
Елена Станиславовна при подготовке к своему выступлению поняла, что вопросу о том, что такое ГИС, мало уделено внимания, учителя об этом просто не знают, а потому решила полностью изменить свой рассказ - теперь в нём будет главным что же такое ГИС.
(А если кто-то знает, что это такое? - об этом я сидела и некоторое время рассуждала сама с собой...)
Но некоторые мысли, высказанные молодым учителем, всё же услышала))))
-- Раньше карты создавались на столетия, а теперь их можно сделать меняющимися, электронными, дополнить графиками и схемами...
-- В московских школах уже используются ГИС.
Конечно же, уделено внимание было и малой обеспеченности школ ПК - ведь для того, чтобы использовать ГИС, нужны ПК каждому ребёнку...

А вот и Светлана Петровна Тетеря - учитель географии из СОШ №84, представившая свой доклад "Формирование географических образов в процессе изучения школьного курса географии".
Мне очень понравилось выступление Светланы Петровны - чётко, ясно, с яркими примерами, они рассказала нам о новом направлении в географии - формировании географического образа территории, будь то страна или субъект.
Светлана Петровна использует на своих уроках работу в группах при подготовке "визитной" карточки стран, а также меня заинтересовал приём "образ-ассоциация", когда ребята находят в очертаниях географических объектов что-то другое, например, предметы или животных.
Мне понравился такой приём, нужно будет попробовать!

А вот с этим учителем я познакомилась на конференции. Знакомьтесь - Яровая Инна Сергеевна, учитель географии из СОШ №78 (через неё я и передала обещанный сборник статей педагогов-блогеров Гришиной Елизавете Андреевне, тоже учителю географии) и тема её выступления "Организация проектной деятельности учащихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС".
Вместе с Инной Сергеевной мы вспомнили теоретические основы метода проектов, познакомились с их формами и типологией...
А потом учитель показала несколько примеров проектов, выполненных её учениками.
Больше всего меня поразил макет Солнечной системы из пластилина...


А потом... потом была я)))))
Немного отступлю...
Не так давно МММ подарил мне нужную штучку - презентер... С тех пор прошёл почти год, но всё не предоставлялось случая об этом рассказать, хотя презентер (его ещё называют презентатором) оооочень полезен. Он похож на удлинённую дистанционную "мышку", но в комплект входит ещё и лазерная указка.
Удобно: вставляем маленькую флешку в ноутбук, отходим к трибуне, рассказываем-читаем доклад, переключая слайды незаметно для присутствующих в нужных местах доклада... Радиус действия более 20 метров! Т.е. можно и по залу ходить, показывая на слайд. Это уж получше, чем постоянно оглядываться на своего помощника, сидящего возле ПК, и просить переключить слайд. Помните, мы уже об этом спорили-обсуждали в статье "Готовимся к публичному выступлению: советы из опыта" (статья написана как раз год назад...).
Вот такая у меня теперь маленькая помощница:
Конечно, я воспользовалась ею во время своего доклада "Особенности преподавания географии на ступени основного общего образования в сфере реализации ФГОС второго поколения".
Постоянные читатели как никто другой представляют, о чём я говорила)))) Ведь всё выступление было построено на использовании материалов, опубликованных на странице "ФГОС" моего блога.
Приведу только несколько слайдов:
 Мы - географы, а это значит, что на своих уроках мы можем использовать широкий спектр именно творческих работ. Ведь каждая работа, в которую ребёнок вложил частичку своей души - уже творческая!
Можно подумать, мол, что можно успеть на уроках географии в 5 классах, если у нас есть только один час в неделю! Поверьте, многое! Но только если это делать систематически!!!
КАЖДЫЙ урок можно сделать творческим, если создать в классе атмосферу поиска, размышления, когда ученики начинают искать и находят несколько способов решения одной и той же задачи; подать любое задание так, чтобы каждый этап его решения заставлял их обдумать свои действия.
 Сейчас очень важно, чтобы современные дети помнили, что все люди на Земле равны! Кто знает, быть может, если мы, учителя, будем уделять больше времени воспитательной составляющей на своих уроках, по крайней мере, не упускать её, то войн на земле станет меньше???
 Мы рисовали мир, вернее, памятку, посмотрев на которую каждый человек бы сразу понял, что все люди равны… Работа в группах всегда нравится ребятам!
И вот тут я прямо во время выступления услышала откуда-то из зала фразу: "Ну, не может она про уроки все в свой блог писать!"
Я - могу! )))))))))))))) Мне - интересно! Вам - пригодится!
А завершила я свой доклад предложением ко всему методическому объединению учителей географии нашего города. Но.... об этом в августе! ;)

Надежда Григорьевна Косякина - учитель географии из лицея №4, представила свою работу по теме "Формирование навыков и умений исследовательской работы на уроках и во внеурочной деятельности по географии".
Она показала нам календарь погоды пятиклассника, который очень хорошо оформлен. Правда, пятиклассник этот уже закончил школу...............
Заинтересовал меня дневник погоды - печатное издание, разработанное Надеждой Григорьевной и используемое ею на уроках. Оно есть у каждого ребёнка в классе, цена 150р.
Также учитель поделилась с нами подробностями от участия в конференции в Санкт-Петербурге, откуда Надежда Григорьевна только что вернулась.

Елена Викторовна Брынцева из гимназии №44 подготовила доклад по теме "Экскурсия как форма организации образовательного процесса".
Мы услышали теоретический материал об экскурсиях, их целях, педагогических задачах.
А потом посмотрели фотографии с тех экскурсий, которые посетил класс Елены Викторовны за последние три года. Вот только представьте - Киев, Одесса, Ялта, Париж, Горячий Ключ, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Казань, Лаго-Наки...

А потом выступала Марухно Анастасия Викторовна - учитель географии из лицея №64 с докладом... "Игровые виды деятельности на уроках географии. Музыкальный РЭП-урок".
Именно так - РЭП-урок "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"!!!!! Дети сначала смотрели клип, потом читали РЭП вместе с учителем, потом делали тест...
И мы посмотрели этот клип с РЭПом!

А мы с Вами будем смотреть??? КОНЕЧНО!))))) Я нашла в Интернете сайт, где подробно описан сам урок, это авторский сайт, поэтому уточню - вся информация далее, касающаяся данного урока, видео взяты с сайта Рэп-урок по географии, 8 класс!

"Пояснение к уроку:
Данный рэп-урок даёт ученику представление о стране, в которой он живёт: её столице, размере (в т.ч. в сравнении с другими странами), положении на карте мира, граничащих с ней государств, крайних точках, её природных особенностях.
Видео воспитывает любовь и уважение к своей стране, чувство сопричастности.
Вопросы, рассредоточенные по тексту песни, заинтересовывают ученика и вовлекают в исследовательский процесс получения знаний.
* Рэп-урок подготовлен на основе материалов, изложенных в учебнике Географии за 8 класс, под редакцией И.И. Бариновой (Федеральный перечень учебников)."

1. Смотрим клип полностью:




2. Рэп-урок (клип с пропущенной ключевой информацией)
Используйте это видео для того, чтобы закрепить знание ключевой информации: тех или иных фактов, дат, лиц, событий:




3. Рэп-урок (караоке)
Используйте это видео тогда, когда текст рэп-урока уже хорошо знаком ученикам. Исполнение под данное видео тренирует память, закрепляет полученные знания.


А вот что советуют разработчики урока, его авторы.

Как это на практике?

Печатные материалы для урока (.pdf)

Это всё скопировано мною с сайта http://rapurok.ru/georussia/. Ссылки ведут на него!


Потом выступила Марина Ивановна Третьякова - учитель географии из СОШ №73. Она недавно вернулась с конференции в Калмыкии и поделилась с нами своими впечатлениями.

Игорь Александрович Морев - главный специалист отдела развития образования КНМЦ подвёл итоги нашей сегодняшней работы. Он говорил о том, что сейчас трудно заинтересовать не только школьников, но и студентов, с которыми он проработал много лет. Когда дети ищут то, что трудно найти, их это интересует!
А потом произошло что-то необычно прекрасное))) Он настолько необыкновенно подвёл итоги сегодняшних выступлений, что я даже не поняла, как он это сделал! Вот вроде бы и фамилий не называл, чётких тем тоже, но мы все понимали о ком идёт речь, он напомнил все выступления, выделив суть каждого... Я не помню, чтобы кто-то ещё так мастерски подводил итоги мероприятия... Надо будет ещё послушать и поучиться!)))))
А потом каждый из выступающих получил диплом участника конференции!
Коллеги, вот фото на память!
Кстати, про фото...
Игорь Александрович, если Вам понравятся мои фотографии, смело их используйте!
А всем коллегам напоминаю, что при использовании текстов или фото из блога ГЕОГРАФОЧКА кликабельная ссылка обязательна!

А вот и мой диплом:
Мероприятие завершилось коллективным фото на память:
Вот вроде бы прошло уже несколько часов после его окончания, приготовлен и съеден вкусный ужин, а меня не покидает ощущение радости от такой плодотворной встречи с коллегами!
Было очень интересно, полезно и просто здорово! Огромное спасибо коллегам за то, что делятся опытом, а Организаторам за проделанную работу!
Вот такие интересные географы есть у нас в городе!

А завтра я иду... Впрочем, об этом уже рассказала на новой страничке в моём блоге "ОБЪЯВЛЕНИЯ".

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Как здорово, что проходят подобные мероприятия для учителей! Я с большим удовольствием побывала на вашем марафоне, признаться честно не знала про РЭП-уроки. Посмотрела, все три версии, думаю такой урок всегда будет нашим детям понятней и они уйдет с него довольными! А Вы, Лилия Павловна, проводите подобные уроки? И еще один вопрос, такой урок есть только по географии, или по другим предметам тоже можно найти? Я про технологию?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна!
      Вы правы - это действительно здорово! А как продуктивно! Вот только мне бесконечно жаль, что так мало коллег нашли время и возможность побывать на мероприятии... Как-то так получается, что у нас то густо, то пусто)))))
      Я хочу в понедельник попробовать показать этот урок своим малышатам - как раз 8 класс! Заодно и тему "Географическое положение России " повторим!
      Я такие уроки не провожу. Я о них только узнала! ;) Про подобные уроки по другим предметам даже не знаю - в Сети не видела на первый беглый гугл....

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Было интересно, с удовольствием прочитала о всех выступлениях! Новинка-презентер понравилась, - удобно! Заинтересовал и реп-урок, думаю, ребятам понравится такая форма работы. Жду с нетерпением продолжения:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Анатольевна!
      Презентер, который лично мне всегда хочется называть презентатором, ооочень удобный и даже стильный! В первый раз увидела подобную штучку года три назад на Днях издательств в ККИДППО - приезжала московская коллега с презентацией про учебники. А потом уже прошлой весной на уроке у Торяник Яны Алексеевны (УГ-2014). Вот тогда МММ и захотел мне подарить подобный! :))

      Удалить
  3. Лилия Павловна, спасибо за подробный рассказ о дне учителя географии в рамках краснодарского педагогического марафона. Интересно было стать свидетелями выступлений коллег. Спасибо всем, кто поделился опытом, рада, что моя Светлана Николаевна тоже презентовала опыт своей работы, а уже позже, в нашем коллективе поделилась своим мнением о выступлениях участников этого мероприятия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Это было интересно и очень важно - посмотреть-почувствовать, чем "дышат" краснодарские коллеги!
      Меня поразил объём работы с контурными картами, который выполняет Светлана Николаевна! Я бы так не смогла... Вам повезло с географом!

      Удалить
  4. Лилия Павловна, спасибо! Очень интересный рассказ о методическом объединении учителей. Реп-урок, для меня стал открытием новой формы преподнесения материала детям :) Продемонстрировала своей дочке, ученицы 9 класса, ей понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, реп-урок - это был какой-то сначала шок))) КАК!!! ЭТО!!! А потом, когда разобрались, стало всё ясно. Но название несколько шокирует с первого взгляда)))))
      В понедельник и я продемонстрирую своим восьмиклассникам))))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мне, как творческому человеку, понравилась идея с видео уроками. Только, как мне кажется, было бы ещё интереснее, если бы ученики САМИ делали такие ролики. Ведь практически каждый может попробовать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ваня!
      Тебе как творческому человеку и разносторонне развитой Личности... можно попробовать сделать подобный ролик самому... Очень ждала твоего отклика и надеялась, что он будет именно такой!
      Ну как, предложение принимается?

      Удалить
  6. Лилия Павловна, понравился Ваш подробный рассказ, особенно реп-урок! Соглашусь по поводу презентатора - очень удобно! У меня точно такой же! Кстати, мне мой презентатор тоже подарил муж)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Владимировна!
      Я часто слышу от коллег, что на подобных мероприятиях они "просто сидели и зевали, скучно было, ни чего интересного"... Но у географов всегда интересно! :))
      Очень удобная штучка, и как я раньше без неё обходилась???

      Удалить
  7. Доброй ночи, Лилия Павловна. Интересные темы. Вот только я не поняла фразу, сказанную Мамедовой Светланой Николаевной, учителем географии из СОШ №53 г.Краснодара. ("Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках географии в 8-11 классах"):
    "Дети у меня на уроках работают самостоятельно, я молчу, я не оратор"
    Мне, как родителю, не понятно, а зачем тогда вообще нужен Учитель на уроке? Если он молчит? Дети делают всё сами :( Значит с ними может посидеть и обычный наблюдатель - непрофессионал :(. Просто так, чтобы дети не баловались и самостоятельно работали? Наверное что-то не так сказано - понято?
    А вот идея с видеороликами по теме урока - это замечательно. И не только в стиле РЭП можно же попробовать? Вот тут детям можно дать самостоятельную работу, а потом и посмотреть, кто на что горазд. :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, действительно, смысл фразу Светланы Николаевны был в другом, для этого нужно было услышать все вступление учителя -профессионала, который без репетиторства, а только через уроки готовит ребят к сдаче ЕГЭ на 97 баллов. Я уверена, что учителя географии, выступившие на марафоне -настоящие педагоги, без них обучающимся не оойтись

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Фраза Светланы мною процитирована дословно. Но... я бы так не утрировала её смысл, ведь речь шла именно об уроках с самостоятельной работой... Вот и сейчас ловлю себя на мысли, что не зря уже второй день проговариваю про себя эту фразу - поняла, что зачастую самостоятельные работы только называются самостоятельными, а не являются ими на самом деле...

      Удалить
  8. Добрый вечер, Анна Борисовна! Спасибо за разъяснение. Я уверена, что Светлана Николаевна замечательный педагог, а построить урок так, чтобы дети Хотели Самостоятельно узнавать, добиваться, доказывать и отстаивать свои знания (точку зрения)- это высший профессионализм =D7. Об этом, несомненно? говорит результат ЕГЭ +97 баллов! :-bd отличный результат!
    Просто согласитесь, такая фраза может быть воспринята двусмысленно :) И педагогу должно избегать таких фраз.
    Есть такая история:
    "Как-то приехал губернатор в один из городов и прямо у трапа самолета одна журналистка задала ему вопрос:
    -А Вы посетите наш публичный дом?
    На что губернатор недоуменно ответил:
    -А у Вас есть публичные дома?
    На следующий день вышла газета, в которой на первой полосе фотография губернатора, сходящего с трапа самолета и подпись: "Едва ступив на землю, Губернатор поинтересовался:"А у Вас есть публичные дома?"
    :)

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^