Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

четверг, 27 сентября 2012 г.

Электронный дневник

Всё больше школ переходят на электронные дневники. Но отношение к ним у педагогической и родительской общественности разное. Разное не в плане, что одни "ЗА", а другие "ПРОТИВ", а в том смысле, что сторонники и противники электронных дневников есть среди всех. Много статей написано и опубликовано об этом. Много слов сказано на совещаниях и родительских собраниях...
Интересной мне показалась статья "Как изменят электронные дневники жизнь школы?" Татьяны Бердник, опубликованная в "Учительской газете". Заставляет подумать и родителей, и учителей... Наиболее значимые для меня мысли я выделила...
А Вы что думаете по этому поводу?


"Предполагается, что с внедрением электронных журналов и дневников в школе изменится многое, причем именно к лучшему. Конечно, это произойдет не сразу, и плоды мы будем пожинать чуть позже. Но согласны ли вы жить в мире, где все больше интерактивности и все меньше души? Не случайно в последнее время необычайное распространение получили фильмы типа “Я, робот” и «Суррогаты». Интересное же это будет общество – общество людей, которые работают, общаются, учатся, отдыхают, любят в онлайне...

С одной стороны, электронные дневники и журналы - это вроде бы очень удобно: приходит родитель домой, садится за компьютер и проверяет дневник, который уже не спрячешь и не потеряешь, листики из него не вырвешь и оценки не исправишь. И для учителей благо: можно в любой момент внести необходимую информацию, назначить домашнее задание, оставить сообщение для родителей ученика, посмотреть статистику успеваемости по каждому ребенку и по классу в целом. Конечно же, электронные дневники и журналы значительно упрощают учет информации. Как уверяют разработчики, «электронный журнал – прекрасный шанс для школы шагнуть в процесс информатизации, к соответствию требованиям по ИКТ для образовательных учреждений».

Звучит просто замечательно, не так ли? Ведь это приоритетное направление – модернизация образования, в том числе его технической стороны, это та тема, которая всплывает едва ли не на каждом педсовете. А тут – вот оно, возьмите и пользуйтесь, актуально и удобно, а еще это позволяет поставить себя в ряд передовых школ.

Но, прекрасно понимая все положительные стороны данного проекта, я все же настроена решительно против.

Нет, я не буду много говорить про пресловутую занятость учителей, про их собственные забытые из-за почти круглосуточной работы семьи, про то, что далеко не все с компьютером на «ты», и для кого-то простая операция превращается в затяжной кошмар. К примеру, в нашей школе данный проект пока забуксовал на стадии сбора информации, а именно: предоставления списков детей по классам в формате программы Excel. Много уже сказано о необходимости ввести в штат учителей администратора, который и занимался бы всеми этими операциями. Но зачем брать кого-то еще, если все можно взвалить на плечи педагогов, благо, что они все стерпят?

Еще один аспект: Интернет распространен далеко не повсеместно, особенно это касается сельских школ, поэтому фраза «Родители будут иметь возможность ежедневно проверять электронный дневник и видеть все текущие изменения» в лучшем случае вызывает лишь ироническую улыбку.

Я хочу сказать о других причинах, которые, может быть, не столь очевидны, но именно из-за них лично мне никак не удается примириться с введением электронных дневников и журналов.

Начну с того, что помимо своей прямой функции электронный дневник является еще и средством прямого (практически онлайн) общения педагога и родителей учеников. Разработчики намекают, что это позволит в будущем сократить время на проведение длительных и порой совершенно неплодотворных родительских собраний. Согласна, гораздо лучше поговорить с родителями провинившихся школьников с глазу на глаз, нежели заставлять всех остальных присутствующих в течение полутора часов выслушивать учительские жалобы на чьих-то нерадивых потомков. Это, в конце концов, гораздо корректнее. Когда я училась в школе, моя мама посетила два собрания, после чего наотрез отказалась на них ходить. Объяснила она это очень просто: классная руководительница говорила только о том, у кого сколько двоек и кто разбил стекло в библиотеке. О тех же, кто учился хорошо, - ни слова. А ведь родителям так важно, чтобы педагог похвалил их ребенка при всех!

Однако сейчас, с введением электронных дневников, родители и педагоги вообще не видят друг друга. Они видят лишь записи в дневнике. То есть весьма остро возникает проблема обезличивания. И так плохая явка родителей на собрания, слабое участие их в общешкольных делах и нежелание посетить какие-либо коллективные мероприятия стали серьезной проблемой, а с переходом на «общение онлайн» у них и вовсе отпадет охота идти в школу. При нынешнем безумном темпе жизни даже ответственные родители с трудом выкраивают время для того, чтобы прийти к учителям своего ребенка.

Хочу напомнить, что электронные дневники становятся все более универсальными и уже не являются просто электронной версией обычного бумажного дневника. В настоящее время электронные дневники позволяют ученикам общаться между собой. И тут разработчики в очередной раз поразили меня фразой: «С учетом того, что большая часть школьников проводит значительное время в Интернете, наличие чата в электронном дневнике позволит проводить время и с пользой, и с удовольствием».

О да, без сомнения, едва ли не единственное, что делают многие современные дети с удовольствием, это проводят время за компьютером. Уважаемые коллеги, вспомните, что так раздражает вас во время урока, когда вы вдохновенно вещаете о подвиге Данко или Семилетней войне, о законе Ома или экологии беспозвоночных? Да, это они, телефоны, спрятанные где-то под учебниками и пеналами, и глаза, устремленные на экраны гаджетов. Одни играют во всевозможные игрушки, другие сидят ВКонтакте, в «Одноклассниках», в «Агенте» и прочих сетях, третьи пытаются слушать музыку, четвертые набирают СМС подруге, сидящей через парту. 

Это стало уже просто каким-то бедствием нашего времени
. Прежние поколения передавали друг другу записки под партой, а после уроков встречались для того, чтобы отправиться вместе гулять. Нынешние подростки все больше предпочитают общаться, не выходя из сети. А теперь давайте дадим им электронные дневники с чатами. Чтобы их родителям еще сложнее было выпроводить своих чад на прогулку. Кстати, это ведь не какой-нибудь «Агент», это все-таки дневник! – скажет ребенок маме. И что тут возразишь? Или создатели дневников всерьез думают, что учащиеся будут обсуждать в чатах варианты решения домашнего задания? Другими словами, мы хотим вытащить наших детей из социальных сетей, но в то же время предлагаем им еще одну.

Нельзя не отметить, что ведение дневника, как и наличие школьной формы, дисциплинирует ученика, заставляет быть чуть более ответственным. Это ведь своего рода ученический документ, который ребенок должен вести по определенным правилам, не забывая заполнять графы, предназначенные для расписания уроков, внимательно слушать, что задано на дом, чтобы не ошибиться в номере параграфа и упражнения. Это один из множества элементов подготовки школьника к взрослой жизни, полной разнообразных документов и обязанностей, о которых забывать себе дороже. При наличии же электронного дневника задачи учащегося значительно упрощаются. Только благо ли несет с собой это упрощение?

Напоследок не могу обойти и проблему здоровья. В школе мы об этом только и говорим, добавили третий час для занятий физкультурой, проводим диспансеризации. Но все идет к тому, что процент людей, носящих очки (как детей, так и взрослых!), не только не уменьшится со временем, но станет буквально катастрофически высоким. Множество учеников и учителей теряют зрение вовсе не из-за наследственности или перенесенных заболеваний, а по причине банального перенапряжения глаз, возникающего в основном по вине всевозможной техники, от телевизора до компьютера. И это пугает больше всего.

…Я не отношусь к тому типу людей, которые воспринимают все нововведения в штыки. И не отрицаю полезности большинства этих самых нововведений. Но когда я начинаю задумываться о некоторых не видных с первого взгляда моментах, мне становится страшно за будущее наших детей. И именно потому, что моменты эти никто не хочет обсуждать, считая их несущественными и нелепыми. А зря, ведь большие проблемы складываются из маленьких, незаметных и, казалось бы, совершенно незначительных."


Вот такая интересная статья. Не менее интересны и комментарии, оставленные к ней в "УГ".
А что мешает повсеместному распространению электронных дневников? Конечно, отсутствие Интернета в каждом кабинете. Ну НЕТ его в каждой школе в каждом кабинете, просто нет! Многим для того, чтобы поставить оценки, необходимо идти в кабинет информатики после уроков. Время... Много учителей... Или делать это в свободное время дома... Также мешает распространению электронных дневников и некоторое нежелание учителей вести двойную документацию. И ведь те, кто так считают, по-своему правы...
Вопрос о том, КАК сделать электронные дневники удобными для всех, остаётся открытым...

29 комментариев:

  1. Вопрос о том, как это сделать, имеет простой ответ-нужно нанять специалиста, который будет заниматься этим каждый день. И тогда все довольны-учителя, родители, кроме детей)

    ОтветитьУдалить
  2. Лилия Павловна, можно высказать свое мнение? Я веду электронный журнал уже второй год. Я всеми руками ЗА! Это не трудно (если заполнять его каждый день) и это эффективно, если родители видят, что такой дневник/журнал заполняется. Наша школа ведет такие журналы на портале Bpschool.ru. Сначала я тоже противилась, потом - научилась! Сначала родители не принимали этот дневник во внимание, теперь - они благодарны. У меня есть функция просматривать, кто из родителей заходит на страницу дневника: из 30 родителей и учеников регулярно пользуются этим дневником 18-20 человек. Мне кажется, это вполне прилично. Минус один: не все учителя-предметники заполняют этот журнал((( поэтому ПОКА за них это делаю я (для своего класса)... А что касается общения в этом дневнике, то у нас такой возможности не предусмотрено))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина Витальевна, за мнение!
      Полностью с Вами согласна! Но разрешите уточнить - Вы заполняете его прямо во время урока (как предметник)? У Вас есть в кабинете Интернет?

      Удалить
    2. Конечно, НЕ во время уроков (это физически невозможно). После уроков в кабинете или дома. Работаю и как предметник (для 3-х своих классов), и как классный руководитель для одного своего 6 "Н". То есть в "своем" классе заполняю все страницы за незаполнивших учителей))

      Удалить
    3. Мне тоже удобно ставить оценки стразу же после урока, на перемене.
      Мечта: по всей школе скоростной Интернет...все учителя умеют работать на ПК...на перемене ВСЕ учителя за 30сек. выставляют оценки в эл. журнал...родители контролируют каждую оценку... все дети стали хорошо учиться...
      МЕЧТА??? УТОПИЯ??? БУДУЩЕЕ???

      Удалить
    4. Знаете, Лилия Павловна, я прекрасно Вас понимаю... На мой взгляд, фраза "умею/не умею работать на ПК" давно уже должна уйти из обихода! Что значит НЕ умею работать на ПК? Это как в доисторическую эпоху сказать "не умею разводить огонь"!
      Лилия Павловна, надеюсь, это не утопия)) всё будет, но не сразу!

      Удалить
    5. Ждём, Галина Витальевна, надеемся и верим! Начинаем с себя...

      Удалить
  3. Лилия Павловна,как раз вовремя ваша статья.Так как сейчас очень много у нас в школе ,да и во всех омских школах об этом говорят,а в некоторых школах уже и внедрили.Вроде удобно,но действительно,как быть тем,у кого вообще нет компьютера,а тем более и интернета?Кто в принципе из коллег не хочет этим заниматься,да и скорость интернета в школе оставляет желать лучшего.Если ввидут это в нашей школе,то значит нужно будет сидеть, и дома ещё этим заниматься,то есть снова меньше уделять времени семье.Хотя у нас и на курсы по эл.журналу отправили коллег учиться,но как это будет..Знаю одно,что я за прямой" контакт с учениками и их родителями.Против дневников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Витальевна!
      Я думаю, что если в школе созданы ВСЕ условия для ведения электронного дневника, то вести его совсем не трудно! Прямо не уроке открывать нужную страничку и ставить оценки. А как удобно родителям! Они в любой момент могут просмотреть успеваемость своего ребёнка!
      НО!!!
      Но если это делают ВСЕ учителя и делают это КАЖДЫЙ день. Иначе просто наказываются классные руководители, которые должны выставлять оценки и за себя, и за других учителей.

      Я думаю, что если решен вопрос с доступом КАЖДОГО учителя в Интернет во время урока для того, чтобы выставлять оценки в дневник, если ВСЕ учителя делают это, то электронный дневник способен значительно улучшить успеваемость ребят - ведь родители смогут каждый день "держать руку на пульсе".
      А научиться вести такой дневник совсем не трудно... Если учитель умеет пользоваться компьютером, то и в интерфейсе эл.дневника разберётся!

      Удалить
  4. Небольшое индейское племя на северо-западе сегодняшних США очень долго — много лет — отступало всё дальше и дальше на север под давлением других, более многочисленных и воинственных (а может быть, просто более «продвинутых») племён. В какой-то момент отступать им стало банально некуда — позади (впереди) была отнюдь не изобильная песнями и плюшками Москва, а лунные ландшафты Северо-Западных Территорий нынешней Канады. Старейшины племени расселись вокруг Огня Совета: нужно было что-то решать. И они решили: умереть.
    Кажется, их так и нашли — много лет спустя: несколько десятков скелетов вокруг давно остывшего кострища, — мужчин, женщин, стариков и детей. Всё, чего они хотели — это жить своей прежней жизнью: охотиться на дичь, собирать съедобные коренья и ягоды, слушать историю о Великом Предке. Они не хотели меняться.
    Конец истории.

    Без комментариев...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы находимся в поезде, который набирает скорость, мчимся по пути, где стоит неизвестное количество стрелок, ведущих к неизвестным пунктам назначения. В кабине паровоза нет ни одного учёного, а у стрелок могут оказаться демоны. Большая часть общества находится в тормозном вагоне и смотрит назад.
      Ральф Лэпп, учёный-писатель

      Удалить
    2. Жить по-прежнему, человеку становится не комфортно. Мы обязаны меняться, иначе нам будет неуютно :-)

      Удалить
    3. Больше склонна принять вторую цитату...

      Удалить
    4. Да-да, Лилия Павловна. Цитата из той же работы. Читали? Очень занимательно.

      Удалить
    5. Конечно, читала, Виталий Викторович!
      Статье почти 5 лет, а многие мысли актуальны и сегодня. Больше всего поразила фраза: "Если ты такой умный — почему ты такой бедный?" Ведь действительно получается так, что параллель МНОГО ЗНАНИЙ=ХОРОШАЯ РАБОТА=МНОГО ДЕНЕГ закладывается с детства...

      Удалить
    6. Анонимный13 марта, 2013 15:25

      +100!!! ... придётся умирать (((

      Удалить
  5. Спасибо, Лилия Павловна, за знакомство с интересной статьёй. Конечно, ситуация с электронными дневниками совсем неоднозначная. Да, удобно, да информативно, но кем мы станет после глобальной информатизации? Числовыми кодами! Всё равно общение педагога и родителя с глазу на глаз о проблемах ребёнка, о его успехах и поражениях никакой дневник не заменит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Евгеньевна! Если эл. дневникам оставить только информативную функцию (своевременная информация только об оценках), не превращать их в соц.сети, то тогда никуда не уйдёт общение родителей с учителями, обсуждение проблем и выработка путей решения... Или я не так Вас поняла?

      Удалить
  6. Совершенно верно Вы меня поняли, Лилия Павловна.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Соглашусь с тем, что введение электронных журналов не добавило в школе точек выхода в интернет. Интересно, есть ли статистика - насколько часто пользуются школьники и учителя интернетом в школе, и в каком количестве? Модемом пользоваться дорого и не всегда эффективно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! У меня такой статистики нет...Наверное, для Краснодара можно поискать на сайте "Старта".
      Мне была бы интересна информация
      по кол-ву ПК в школе,
      по кол-ву классов,
      по кол-ву регулярно заполняемых эл. журналов,
      по кол-ву учителей, заполняющих СВОИ страницы,
      по кол-ву родителей, просматривающих журналы...
      Если найду - поделюсь....

      Удалить
    2. "Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть куда-то еще, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!" (Л. Кэрролл)

      Удалить
    3. И я люблю эту цитату, Наталья Александровна! Но в последнее время начала замечать, что кое-что важное проносится мимо меня, пока я бегу со всех ног. Вдруг оказалось, что иногда нужно притормозить)))

      Удалить
  8. Лилия Павловна: "Мечта: по всей школе скоростной Интернет...все учителя умеют работать на ПК...на перемене ВСЕ учителя за 30сек. выставляют оценки в эл. журнал...родители контролируют каждую оценку... все дети стали хорошо учиться"

    Не мечта: у нас в школе Интернет с приемлемой скоростью, все учителя умеют работать на ПК (не знаю только о новых учителях, пришедших в этом году). Журнал ведем с прошлого года. На уроке-перемене почти всегда успеваю выставить отметки.

    Раздаю логины-пароли ученикам. Ученик: "А моя мама сказала, что ей это не надо".

    А я столько времени потратила на то, чтобы сначала научиться, сейчас вести! Кроме этого, у детей ВСЕ отметки - в обычном дневнике, включая музыку, изо, технологию. Вот и думаю: "Лучше бы на перемене я с детьми просто поговорила".

    Единственное, что мне нравится: автоматическое выведение в электронном журнале четвертных отметок)))
    Вот если бы бумажный журнал отменили! Вот это мечта)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валентина Викторовна!

      То, что для многих краснодарских учителей мечта, для Вас и Ваших коллег - уже реальность! И это замечательно! Можно сказать, что Вы на одну ступень выше нас. То, к чему мы стремимся, для Вас пройденное...

      Но, как показало время, в освоении и применении электронных журналов есть сложности на КАЖДОЙ ступени их внедрения.
      Думаю, что такие ученики-родители, о которых Вы пишете, будут и у нас...

      Достаточно вспомнить, что и блог моего класса просматривают не все дети, не все родители, я тоже наталкиваюсь на это "А мама сказала, что блог класса не нужен"... Или про недавно (ещё и недели нет!) созданную страничку, где ребята записывают домашнее задание на каждый день. Да, она теперь самая популярная страничка, помогает тем родителям, чьи дети не полностью записывают дом.задание, но НЕ ВСЕ, кому она нужна, пользуются... И что? Отменить? Забыть? Забросить?
      Конечно же, НЕТ! Если хоть кому-то полезно, значит, будем делать и дальше, надеясь, что и остальные задумаются и изменят своё мнение!

      Наверное, так же будет и с эл.журналами у нас, когда будет возможность у всех учителей их заполнять своевременно...
      ВСЕГДА будут те, кто "...находится в тормозном вагоне и смотрит назад..."
      Думаю, нужно попытаться "пересадить их в другой вагон"! У нас всё обязательно получится!

      Удалить
  9. Здравствуйте! А выход довольно простой. Если проживаешь в регионе, где с интернетом все хорошо, то электронный журнал - это же отлично, но без его бумажного двойника. Программа сама считает средний балл, Отметку модно исправить без грязи, если вдруг от усталости не тому "2" поставил)), это удобно.. И только... А вот бумажные школьные дневники - НЕ ОТМЕНЯТЬ, ни в коем случае!!! Не секрет, что зачастую планирование и д/з в журнале расходятся с реальностью в силу разных обстоятельств... Да и ученики должны уметь отвечать за свои действия, о чем-то думать, учиться быть систематичными...
    Вывод: отказ от бумажного журнала и переход на электронный - да!!!! Меньше мороки и писанины- -один раз в 11 лет вносишь данные, а потом только их корректируешь... Отказ от бумажного ученического дневника - нет!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Благодарю Вас за отзыв. Полностью разделяю Вашу точку зрения. Но важно не только, чтобы в регионе был нормальный интернет, но и для начала, чтобы он был в каждом школьном кабинете...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^