Известный русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский говорил: "Текущая река - это сама жизнь!" И ведь это действительно так! Реки и озёра в жизни нашей планеты играют очень важную роль: они не только активно участвуют в круговороте воды в природе, но и оказывают влияние на формирование рельефа. Например, размывают горные породы и переносят их вдоль берега по направлению к устью. Вот только представьте, течение рек ежегодно переносит к устью около 16 млрд. тонн камней, скалистых обломков и других материалов!
Именно рекам были посвящены два последних моих урока географии в 6 классе. Мы их и классифицировали
(водные артерии нашей планеты обычно делят на равнинные и горные, иногда упоминают подземные, болотные, озёрные и карстовые), и разбирали на составные части (исток, устье, пойма, русло, речная терраса, речная долина, притоки), и описывали по плану, используя материалы учебника, карты атласа, даже Интернет... А раз уж мы так "окунулись" в тему рек, то и физминутки на уроках тоже были тематические!
Давайте вспомним, что физминутка - это минутка физических (и не только) упражнений, направленная на снятие усталости. Но всегда возникает вопрос - а усталости чего? Только ответив на этот вопрос, учитель может правильно выбрать физминутку! Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Именно этот момент будет самым подходящим для отдыха.
В соответствии с диагностикой общих тенденций восприятия и усвоения учебного материала Валентина Петровича Симонова, когда уровень усвоения учащимися нового материала максимален с 5 по 23 минуту урока, физминутка не целесообразна до 21-23 минуты урока!
Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Да, теряется время урока, но теряется только в том случае, если физминутки заранее не планировать...
Согласитесь, как и одежда, уроки у нас бывают открытыми (парадными) и обычными (рабочими), а значит, физминутки тоже. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени, а можно просто включить музыку и дать детям отдохнуть, прикрыв глаза.
Но для современной школы характерна одна особенность - чем старше дети, тем реже учителя проводят физминутки на своих уроках... А ведь так быть не должно!
Физминуткам на моих уроках всегда есть время. Они у меня очень разные и каждый год привносит в них дополнительные элементы, что-то новенькое. Сегодня на уроке в 6 классе мои шестиклассники были реками!))))) Да-да, именно реками, ведь дети должны были стоя, не используя слова, показать разные части реки. А ведь это на самом деле довольно сложное задание, ведь для того, чтобы показать, нужно ЗНАТЬ, что это такое!
Итак, предлагаю и Вам сейчас немного отвлечься: встаньте и попробуйте показать
Хочу привести ещё несколько тематических физминуток, которые использую на своих уроках:
1. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из-за парт. Когда ведущий говорит "вода", надо прыгнуть. Когда говорит "суша", надо присесть на стул. Но потом эти главные слова заменяются географическими терминами или даже номенклатурой. Вместо слова "вода" ведущий может сказать "озеро", "болото", "Чёрное море", "Волга", "Лена" и.т.д. А слово "суша" заменить на "остров», "материк", "Азия", "Кавказ", "Джомолунгма" и. т.д.
2. Эту физминутку можно назвать "Путешествие по карте", тем более, что уж карты в кабинете географии есть всегда! Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие глазами по океанам из какого-то определённого города, учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами. Вариантов тут много...
Ну что, наверняка Вы немножко устали читать.... Быть может, нужен небольшой отдых, вернее, физминутка! Предлагаю устроиться в креслице поудобнее, включить негромко динамики и окунуться в потрясающий мир инструментальной музыки:
1. Эта мелодия сопровождает меня уже лет 6 - часто использую её именно на физминутках, да и просто для души:
2. А про эту мелодию МММ говорит, что она "моя" - она звучит именно так, как я дома разговариваю))))))
Именно рекам были посвящены два последних моих урока географии в 6 классе. Мы их и классифицировали
(водные артерии нашей планеты обычно делят на равнинные и горные, иногда упоминают подземные, болотные, озёрные и карстовые), и разбирали на составные части (исток, устье, пойма, русло, речная терраса, речная долина, притоки), и описывали по плану, используя материалы учебника, карты атласа, даже Интернет... А раз уж мы так "окунулись" в тему рек, то и физминутки на уроках тоже были тематические!
Давайте вспомним, что физминутка - это минутка физических (и не только) упражнений, направленная на снятие усталости. Но всегда возникает вопрос - а усталости чего? Только ответив на этот вопрос, учитель может правильно выбрать физминутку! Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Именно этот момент будет самым подходящим для отдыха.
В соответствии с диагностикой общих тенденций восприятия и усвоения учебного материала Валентина Петровича Симонова, когда уровень усвоения учащимися нового материала максимален с 5 по 23 минуту урока, физминутка не целесообразна до 21-23 минуты урока!
Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам. Да, теряется время урока, но теряется только в том случае, если физминутки заранее не планировать...
Согласитесь, как и одежда, уроки у нас бывают открытыми (парадными) и обычными (рабочими), а значит, физминутки тоже. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени, а можно просто включить музыку и дать детям отдохнуть, прикрыв глаза.
Но для современной школы характерна одна особенность - чем старше дети, тем реже учителя проводят физминутки на своих уроках... А ведь так быть не должно!
Физминуткам на моих уроках всегда есть время. Они у меня очень разные и каждый год привносит в них дополнительные элементы, что-то новенькое. Сегодня на уроке в 6 классе мои шестиклассники были реками!))))) Да-да, именно реками, ведь дети должны были стоя, не используя слова, показать разные части реки. А ведь это на самом деле довольно сложное задание, ведь для того, чтобы показать, нужно ЗНАТЬ, что это такое!
Итак, предлагаю и Вам сейчас немного отвлечься: встаньте и попробуйте показать
исток реки,
устье реки,
равнинные реки,
горные реки,
правые и левые притоки,
водосборный бассейн,
водопад,
дождевое питание,
подземное питание,
нижнее течение реки.
Получилось? А шестиклассники с упоением показывали все эти термины... Телом извивались, словно танцевали, помогая себе руками, словно плавающие рыбки (это были равнинные и горные реки, исток и устье), и поочерёдно махали руками (левые и правые притоки), и словно загребали руками все сокровища мира (водосборный бассейн), и прыгали на месте (водопад), и словно снимали с неба и поднимали с земли по одной капле дождь (дождевое и подземное питание), а в качестве показа нижнего течения просто сели на стулья))))) Вот такие молодцы! Получается, мы и географию повторили, да и отдохнули...Хочу привести ещё несколько тематических физминуток, которые использую на своих уроках:
1. Выбирается ведущий. Остальные учащиеся встают из-за парт. Когда ведущий говорит "вода", надо прыгнуть. Когда говорит "суша", надо присесть на стул. Но потом эти главные слова заменяются географическими терминами или даже номенклатурой. Вместо слова "вода" ведущий может сказать "озеро", "болото", "Чёрное море", "Волга", "Лена" и.т.д. А слово "суша" заменить на "остров», "материк", "Азия", "Кавказ", "Джомолунгма" и. т.д.
2. Эту физминутку можно назвать "Путешествие по карте", тем более, что уж карты в кабинете географии есть всегда! Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие глазами по океанам из какого-то определённого города, учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами. Вариантов тут много...
3. Начиная с 7 класса можно проводить физминутку на сравнение. Называю большое государство, море, горы, озеро - учащиеся поднимают руки вверх, маленькое - вниз. Можно заменить поднятие рук прыжками и присаживанием на стул.
4. А вот эта физминутка мне очень нравится))))) Ведь это рисование носом. Надо посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
5. В пятом классе всегда нахожу время для физминутки "Стороны горизонта". Наша школа ориентирована так, что в моём кабинете (как и в подавляющей части остальных кабинетов) дети сидят лицом на восток. А потому мы вместе с ними ищем все стороны горизонта, не вставая с места.... Было, что путешествовали "за рулём" по горам, впадинам и равнинам...
А ещё у меня есть любимая физминутка.... Она не географическая, а музыкально-эстетическая. Именно её я включала в свой конкурсный урок на конкурсе "Учитель года города Краснодара-2010":
Таким образом, тематические физминутки активизируют двигательную активность детей, увеличивают работоспособность, стимулируют мыслительные функции, а ещё являются эффективным средством закрепления знаний учащихся на уроке!
Таким образом, тематические физминутки активизируют двигательную активность детей, увеличивают работоспособность, стимулируют мыслительные функции, а ещё являются эффективным средством закрепления знаний учащихся на уроке!
Ну что, наверняка Вы немножко устали читать.... Быть может, нужен небольшой отдых, вернее, физминутка! Предлагаю устроиться в креслице поудобнее, включить негромко динамики и окунуться в потрясающий мир инструментальной музыки:
1. Эта мелодия сопровождает меня уже лет 6 - часто использую её именно на физминутках, да и просто для души:
2. А про эту мелодию МММ говорит, что она "моя" - она звучит именно так, как я дома разговариваю))))))
Коллеги, поделитесь,
а Вы используете физминутки на своих уроках или занятиях?
Какие? Как? Или не нужны они вовсе..?
Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересные "географические" физминутки! В начальной школе для ребят тематические физминутки - самый любимый отдых на уроке. Я стараюсь связываь их с темой урока и превращать в игру. Например, сегодня повторяли правило правописания имен собственных, я называла слова, а ребята либо "вырастали" - если это имя собственное, либо "прятались"...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна!
УдалитьСпасибо, что поделились и своею физминуткой! Ведь чем больше физминуток знает учитель, пусть даже для ребят разных возрастов, по разным предметам, тем шире его собственная педагогическая палитра!
Добрый вечер, Лилия Павловна. Мелодии просто заворожили. Я просто отдыхаю под испанскую гитару Френсиса Гойя. Вот и сейчас, закрыв глаза на пару минут, унеслась куда-то далеко, где море, горы и птицы. А физкультминутки я иногда провожу и в 11 классе, причем, сама тоже активно в этом принимаю участие. Нет, они не связаны с математикой, но отдых иногда от моего темпа ведения урока старшеклассникам тоже необходим. А вот когда работала младших классах, то отправлялись с ребятами на тематические зарядки
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьСебя не отношу к любителям классической музыки... Сколько в детстве было сыграно, выучено, когда занималась на фортепиано... А вот инструментальная музыка завораживает... А я себя всё чаще и чаще ловлю на мысли, что чем старше мои ученики, тем реже мои физминутки... Настало время переосмысливания и педагогического корректирования собственной деятельности...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьПризнАюсь: физминутки со мной не дружат. Катастрофически редко я их провожу.
Ваше сообщение станет для меня рычагом.
Стыдно! Буду исправляться!
Добрый день, Ольга Николаевна!
УдалитьВы правы - получается не всегда, но если они в системе, то тогда намного проще... Будем исправляться вместе!!!
Добрый вечер, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьЯ с малышами конечно же делаю разные физминутки :) если Ваши ребята могут удерживать внимание до 20 минут, то наши дошколята намного меньше :)
Соответственно за 25 минут занятия :) нужно не один раз сменить вид деятельности и сделать пару физминуток.
Добрый день, Виктория Александровна!
УдалитьА я помню физминутки в детском саду!!! Помню, что часто во время занятий мы то бегали, то приседали, то что-то в руках как-то по-особенному вертели... ))))
Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо за физкультминутки и за прекрасную музыку для души. У нас в дошкольной педагогике тоже много используется физкультминуток. Готовы поделиться. Вот одна из моих любимых:
ОтветитьУдалитьЯ - чайник, (Дети стоят, одна рука изогнута, как носик чайника, другую - на поясе.)
Ворчун, хлопотун, сумасброд, (Вращают туловищем по круговой оси.)
Я вам напоказ выставляю живот. (Надувают живот.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)
«Эй люди, я с вами тоже чай пить хочу» (Делают призывные движения правой рукой.)
Здравствуйте, Татьяна Васильевна!
УдалитьКакая красота! Спасибо Вам за подарок в виде физминутки для малышей! Понимаю, что не по возрасту, но попробую завтра провести её в своём 9 классе - пусть дети улыбнутся! :)
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересные у Вас физкульт-минутки! Про реки - образно и весело!)) Спасибо, что поделились.
ОтветитьУдалитьС удовольствием послушала гитару. Пост получился очень позитивный.
Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо! Очень нравится мне музыка в исполнении Френсиса Гойи... А куда ж без позитива! И сколько идей новых подкидывают коллеги!.
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! А я до сих пор помню физминутку, которую проводила в 130-м садике Марина Евгеньевна:
ОтветитьУдалить_Ёжики, ёжики! (руки вверх, пальцы растопырили)
наковали, наковали (вытянутые руки вперёд, кулачки "куют" друг друга)
Зайчики, зайчики (показывают ушки и наклоняются в разные стороны)
бег на месте, бег на месте (тут понятно)
Радуга, радуга (показывают руками дугу в небе, стоя на носочках)
ну-ка вместе, ну-ка дружно:
"Девочки! Мальчики!" (все громко кричат эти слова)
Занимает пару минут, и очень нравилось ребятам.
Добрый день, Ирина Валерьевна!
УдалитьСпасибо!!! Конечно, в детском саду всё совсем по другому, но всегда позитивно и очень красиво получается!
Какие чудесные физкультминутки! Нашим детям приходится очень много сидеть, даже для старших это тяжело. А если вот такая смена деятельности - это очень интересно и полезно. Сразу легче воспринимается дальнейший урок. С малышами я вообще люблю все занятия проводить чередуя с подвижными мини-играми, но и старшим деткам это очень полезно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна!
УдалитьКонечно, физминутки полезны, но иногда бывает очень трудно их "вплести" в канву урока, особенно в старшей школе... Написано много книг с рекомендациями, но вот именно для старшеклассников там очень мало советов, а жаль...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьА у нас, учителей английского языка, физкультминутки (energetic minutes) обязательны. Только вот в старших классах увы не проведешь, но я старалась как-то развлечь ребят, поднять им настроение веселой песней или стихотворением (на фонетической зарядке, это тоже обязательно). Малыши, само собой, в восторге. Ведь "в каждом маленьком ребенке и мальчишке, и девчонке есть по 20 грамм взрывчатки или даже полкило"! Физминутки - это очень полезно. Старших я просто просила выйти на перемене в коридор и не разрешала сиднем сидеть в классе, проветривала помещение. Так что надо как-то выходить из положения, заботясьо здоровье наших дорогих ребят...
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьОчень рада Вас видеть-слышать! Учителя именно английского языка и у нас в гимназии практически всегда проводят физминутки! А проветривание - это всегда хорошо! получается, что вторая часть урока много теряет именно из-за отсутствия физминутки... Спасибо Вам за отклик!
Доброе утро, Лилия Павловна! Признаюсь - удивлена. Не думала, что в старших классах проводят физминутки.
ОтветитьУдалитьХорошая подборка, спасибо! Некоторые спокойно можно использовать на уроках окружающего мира и кубановедения в начальной школе. (Что и планирую сделать :) )
Здравствуйте, Надежда Александровна!
УдалитьПытаемся проводить ежеурочно! Не всегда получается, иногда бывает очень трудно и время найти, и сделать физминутку не только полезной, но и интересной, но... Забывать вообще о таком важном элементе урока категорически нельзя!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьКакие прекрасные физкульт-минутки географии! Я с удовольствием сама показывала бы горные реки и притоки! Работа на предмет всеми средствами бытия - вот девиз настоящего предметника! Очень понравилась идея с терминологией, спасибо!
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьСпасибо! Так надо время от времени подниматься, если работа сидячая, и показывать горные реки да равнинные! Я когда дома долго за ПК работаю, то так и поступаю! :))
Благодарю Вас за отзыв!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Как давно я не захаживала к Вам в гости! А тут столько интересного! Я вместе с Анной Борисовной сделала физминутку после тяжелой трудовой недели, немного успокоила свои нервы.
ОтветитьУдалитьКонечно же физминутки должны быть на уроке, я тоже стараюсь проводить хотя бы самые простые: потянуться, размять плечи, шею. Но, у нас почти всегда уроки практической направленности, когда девочки выполняют несколько видов деятельности, поэтому достаточно двигаются!
Здравствуйте, дорогая Екатерина Викторовна!
УдалитьВопрос наличия физминуток очень актуален для нас, учителей средней и старшей школы... Особенно, если уроки не предполагают перемещения учащихся по кабинету. Надеюсь, что будет нам на всё хватать времени и фантазии!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Согласна со всеми, что отдых на уроке детям необходим. Можно даже просто менять своё местоположение и это уже приносит пользу, ведь поза из статичной переходит в динамичную.
ОтветитьУдалитьМногие учителя собирают тетради с домашней работой перед уроком. Меня научили тому, что каждая работа должна быть проверена ребенком, чтобы он разобрался, понял, исправил. Поэтому урок начинаем с проверки, а потом сдаем тетради. Тетради можно передать по цепочке с последней парты на первую, а можно и самому принести на стол учителя или на полку в шкафу.
Люблю зарядки с предметами :) Одну из них тоже использовала на конкурсном уроке.
Берем карандаш или ручку и передаем из правой руки в левую за спиной через плечо. Потом меняем руки, передаем снизу вверх или сверху вниз.
Отдых с ластиком напоминает жонглёров. Можно кидать самому, а можно перекидывать соседу по парте, но стоя от парты с разных сторон.
Зарядки для ума. Левой рукой гладим себя по голове, правой водим по кругу по животу.
Левой имитируем движения глажки утюгом, правой забиваем гвоздь.
Рисование ленивых восьмерок одной рукой, другой, вместе в одну сторону, вместе в разные стороны.
И обязательно все делаю сама. Учителя тоже должны отдыхать :)
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо Вам за то, что поделились своими физминутками, ведь они универсальны - могут использоваться не только в начальной школе, но и для ребят постарше. Завтра же попробую некоторые из них на своих уроках!
И на моих уроках есть место физкультминуткам, только я чаще всего предлагаю ребятам размять мышцы шеи, рук и ног. А вообще, замечательное дело, эти физкультминутки!
ОтветитьУдалитьА так и должно быть - наши ребята хоть и кажутся взрослыми, но они всё равно ещё дети, пусть высокие и крепкие, но дети, которым очень нужно вовремя отвлечься и отдохнуть...
Удалить